«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»
Презентация — сообщение
Слайд 2. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом». С. Михалков
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема является приоритетным направлением в воспитании наших детей.
Слайд 3. Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребёнка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на её основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодатная и вместе с тем важная задача!
Понятие «нравственность» включает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, применяемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания, а также в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Народную музыку использую для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.
Слайд 4. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Из года в год со своими ребятами мы проводим русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Осенние праздники — Осенины, Праздник урожая. Зимой – празднование Рождества Христова, Масленицы.
В сценарии наших праздников включаю русские народные сказки («Колобок», «Теремок»), хороводы («Вдоль по улице ребятушки идут», «На горе-то калина»), осенние, зимние, весенние обрядовые игры. Всё это способствует формированию внутренней готовности к восприятию наших истоков — русской народной культуры, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Фольклор даёт детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Слайд 5. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитники Отечества”. Дети любят песни этой тематики, легко их запоминают (“Бравые солдаты”, “Будем в армии служить”). Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Традиционно на 23 февраля, а также на праздновании Дня России и Дня народного единства дети старшего дошкольного возраста исполняют Гимн России.
Слайд 6. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. При подготовке к празднованию 9 мая мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на их знания, полученные на занятиях, дома и т. д. Огромное значение для ребят имеет присутствие ветеранов ВОВ на праздновании, посвящённом Дню Победы, также участие вместе с родителями в шествии «Бессмертного полка» к обелиску павшим воинам в Великой Отечественной войне и в митингах у памятника «Героям спецназа – солдатам России». Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Слайд 7. Воспитанию любви и бережного отношения к своей малой Родине способствует участие старших дошкольников в праздновании Дня города и празднования Дня рождения области.
Слайд 8. Просмотр видео «Праздник Великой Победы 2024».
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать дошкольников ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда мы сможем воспитать в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.
Слайд 9. Спасибо за внимание!