Загружается

Обобщение опыта

Департамент  образования администрации г. Тюмени

МАДОУ детский  сад № 62

 

 

Обобщение  педагогического  опыта 

дополнительных  услуг хореографического  ансамбля

 

 

Тема: «Развитие творческих способностей детей

средствами танцевального искусства»

 

 

Руководитель хореографического ансамбля

Ушакова Наталья Борисовна

 

Г. Тюмень 2010 год.

 

Исходной точкой подъема всеобщего искусства

 будет то, что служит основанием для всякого

единого искусства:  пластическое движение тела,

 представленное музыкальным ритмом.

Р. Вагнер « Искусство будущего»

                                                                     

Содержание

Сведения о педагоге и помещении                                                                                                                                 3 стр.

 

Обобщение опыта работы                                                                                                                                                   4 стр.

 

Теоретическое обоснование темы обобщения опыта                                                                                                5 стр.

  • Работа с родителями 15 стр.
  • Работа педагогами                                                                                                                                                     16 стр.
  • Результативность работы 17 стр.
  • Литература                                                                                                                                                                   19 стр.

Приложение                                                                                                                                                                          20 стр.

  • Перспективное планирование работы
  • Мониторинг
  • Достижения
  • Сценарии

 

Рецензия на программу

« Развитие творческих способностей

детей средствами танцевального искусства»

руководителя хореографического ансамбля « Русские узоры»

Ушаковой Натальи Борисовны.

    Опираясь на положение основной программы хореографии, содержание работы по дополнительному образованию представляет собой углубленное изучение танцевального искусства.      Анализируя структуру  программы хорошо видны все ее части. Каждая её часть  отмечена и зафиксирована  основной задачей.     В пояснительной записке  лаконично показана актуальность данной программы, из чего следует, что данная программа  может развивать у детей дошкольного возраста их творческую активность.     В  программе, направленной на знакомство с элементами классического, народного и детского танцев, полностью отражены цели и задачи необходимые для освоения детьми дошкольного возраста основ хореографического искусства.

Программу можно определить как модифицированную, так как в ней используются методы и приемы  основной программы  хореографического искусства « Мир хореографии» О. В. Кветной, А. Н. Беликовой, а так же личный опыт педагога (авторские наработки,  методики разучивания танцевальных движений, построение танцевальных композиций).

Вид деятельности:

  • Народно – сценический танец —  для детей второго  года обучения
  • Детский танец —  для детей  первого года обучения.

Основное направление:

  • Художественно – эстетическое.

Программа рассчитана на два полных года обучения, что позволяет рассчитывать планомерную подготовку детей к восприятию танцевальных композиций, а так же создать психологическую и физическую базу в коллективе.     В разделе методических указаний четко прописаны методы и приемы обучения основам народного и детского танцев для всех детей, независимо от наличия у них специальных физических данных.  Представлены методические рекомендации для  двух этапов обучения – от первых танцевальных шагов до специальных занятий с одаренными детьми, проявившими хореографические способности.

Знакомясь с сеткой занятий можно отметить, что занятия планируются целесообразно. Так как не нарушают ход учебно-воспитательного процесса, и  действуют  согласной базисной программы. Кроме того, время проведения такой работы предоставит возможность родителям наблюдать за деятельностью своего ребенка и активно подключаться к ней.  Хочется отметить содержательность тем занятий, где виден постепенный переход методического приема «от простого к сложному». Можно предполагать, что методическая основа  в практике, даст хороший результат для развития творческих способностей детей  посредством танцевального искусства. Хотелось бы предложить руководителю,  сформулировать задачи к  теме каждого квартала, что бы увидеть  глубокую и творческую работу педагога.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: программа « Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства» Ушаковой Натальи Борисовны, отвечает методическим и практическим требованиям, необходимым для внедрения ее в работу, способствует развитию творческих способностей личности, развивает коммуникативные навыки, знакомит с историей возникновения танца, а так же видами танцевального искусства.

Программа соответствует государственному стандарту дошкольного образования по специальности 03 17 « Педагогика дополнительного образования» и может использоваться учреждением АНООДО детским садом № 18 в качестве программы дополнительных услуг, где создан хореографический коллектив.

Введение в  тему…

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям

от красивых мыслей к красивой жизни

и от красивой жизни к абсолютной красоте». Платон

     В наше  социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и  как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений.

Хореография – искусство синтетическое, издавна любимое детьми. Оно позволяет решать в системе дополнительного образования задачи физического, музыкального, ритмического, эстетического совершенства ребенка, формирования здорового образа жизни, воспитание культурного резерва нации.

И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки… Ведь красота движения и ребенка, и взрослого,  как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего, в естественности, целесообразности, непринужденности, выразительности и одухотворенности. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.

Танец – самый популярный у детей вид искусства. Дети занимаются танцами с удовольствием и большим интересом. Хореография важна как процесс приобщения людей к миру прекрасного, как явление, развивающее духовный мир человека. Это желанная и радостная работа, здесь труд и творчество связаны воедино. В них человек вкладывает все силы своей души и своего тела.  Здесь он развивает в себе те качества, которые воспитывают творческую личность.

С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное, следовательно, благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию дети приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру.

Так, программа « Мир  бального танца» Н. П. Цирковой, знакомит  нас  с элементами  бального  танца, а  так  же с современными, простейшими  схемами  и формулами  бальных  танцев. Методические  разработки  О. Бриске « Путешествие  в  страну» Хореография» дает  нам возможность  раскрыть  методику  ознакомления  дошкольников  с историей  возникновения  и развития  танца,  вводит  в большой  и удивительный  мир  хореографического искусства, посредством  игры  знакомит с  некоторыми  жанрами, видами, стилями  хореографии. если  бы  мы  захотели  познакомиться  со  школой  классического танца, то  обратились  бы  к  практическим  заданиям  Д. Писарева и А. Гастровицкой « Практические  упражнения  классического танца».

В любой  работе  главное  систематичность, доступность  и выбор  здоровьесберегающих  методик, следовательно, что систематические занятия танцами исправляют сутулость, лишний изгиб в пояснице, ребенок становиться стройным, изящным.

Занятия танцевальным  искусством приобщают детей к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет, прививают хороший вкус.

Основная задача при этом – не научить ребят конкретным танцам, а развить в них творческую активность.

Цель работы педагога хореографа — развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических  движений  разнообразных умений, способностей качеств личности. Открыть перед детьми мир детского танца, приобщить к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам хореографии, т. е. создать фундамент для более серьёзного увлечения, представляется  необходимым. И, как известно, раньше дать детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет  дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формирование красивой осанки…
Увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств. Движение в ритме и темпе заданной музыкой, способствует  ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
На занятиях ребёнок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовать свои движения с музыкой.
Уже через несколько месяцев дети овладевают минимальными навыками танца и способны показать своё умение на различных конкурсах и праздниках. Проведение этих праздников вносит в процесс обучения элементы соревнования, работу на результат.

Понимание необходимости раннего развития детей и отсутствие готовых программ по ритмике и детским танцам послужило толчком к творческому поиску.

В данной брошюре предлагаются методы и приемы с детьми от 4 до 7 лет по ритмике и детским  танцам, приведенные мною в систему и  являющиеся результатом работы в течение 5 лет.

Для работы  было  выделено:

Цель педагога, это–   приобщение ребенка к миру танца, формирование пластики, культуры движений, их выразительность, способствование развитию творческих проявлений, воспитание любви  и интереса к танцевальному искусств, не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь  обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них  такого материала, в котором проявится  скрытые владеть возможности ребёнка, его « изюминка» и индивидуальность. Для этого необходимо  педагогу организации навыками  и общения с детьми. Создание тёплой, дружественной атмосферы игрового общения ребёнка и взрослого – одно из основных условий полноценного развития детей. Необходимо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишней дидактики. Главное – не только результат деятельности, но и сам процесс движения, доставляющий радость.

Задачи работы:

Основная  задача – привить ребёнку необходимые двигательные  навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивая те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог.
Главная задача педагога – не только научить определённым приёмам, связкам движений в различных танцах, но и выработать в нём способность видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных занятий создаётся мышечный корсет, и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. В танцах в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется. Таким образом, решается  задача общего укрепления и физического развития ребёнка.
Задача курса также — привить детям  культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решает путём организации танцевальных праздников, шоу – представлений, конкурсов.

Средства  реализации задач: см. в приложении

  1. Перспективное планирование
  2. Планирование занятий и индивидуальной работы с детьми.
  3. Мониторинг

           Что привлекло меня сначала…

                                                                           Интерес  к  танцевальному  искусству  привлёк  меня, ещё  в  1996 году. В  этом году институтом  повышения квалификации были  приглашены  музыкальные  руководители детских  садов. Организаторы  пригласили  нас  на  курсы хореографии, где свою  работу  с  детьми  дошкольного  возраста представлял  опытный педагог Челябинского  института  культуры  Ольга Евгеньевна Бриске, преподаватель кафедры по хореографии «Челябинского института культуры». Уже  тогда, я  сделала  вывод, что у занятий хореографией, есть большие потенциальные возможности, эстетического воздействия, которые  содержались в мире  танцев. Что  данный танцевальный материал поможет  нам, музыкантам, эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей. В процессе знакомства с  русским  народным  танцем дети будут осознавать, и усваивать музыкальные средства, доступные для переноса собственного танцевального творчества.

Посетив такие  курсы  трижды, мною было  получено удостоверение, которое  давало  мне  право подойти к  проблеме  развития творческих  способностей  детей, более профессионально. Так  как  один  из  разделов  музыкальной  деятельности, являлся  танцевально-ритмический раздел. На это  время  я понимала, что  с  помощью  своих  приобретенных  знаний, можно  значительно  улучшить  результат  развития детей  по  данному  разделу.

Наблюдая за участием детей в танцевальной деятельности на праздниках, я обратила внимание на их эмоциональность, организованность, на живое общение между собой и взрослыми, на творчество в плясках, в манере показывать себя именно в народном жанре (пляски, игры, образные подражания, хороводы).

Чувствуя сама тягу к культурному наследию русского танца, желая ближе познакомить с ним детей, приблизить современного ребенка в мир русской культуры, я решила ставить танцевальные  композиции, которые доступны и понятны детям.

Мысли работали стремительно: видение танцевального  образа, его построение, красочность, необычность – не давали ни сна, ни покоя. Наброски, записи, обрывочные реплики – все это удавалось зафиксировать от радио и телевидения, огромное желания дали толчок к написанию своеобразных танцевальных  композиций  и этюдов.

Например: « Самовар  и  чашки»,  « Танец  с  косынками», « На улице нашей», « Танец  со свечами», «Вечерний  звон» и другие.

Ценность этих композиций состояло в единстве образа, технике исполнения, мимики, жестов, и таким образом, просматривалось связь искусства с бытом.

Шли годы! В своей  работе  хотелось  выделить  творческих  детей, которых  объединяет  любовь  к народному  танцевальному  искусству, хороводам, играм. Появилась возможность организовать  платную  услугу для детей  и  их  родителей, где  будет  создан  творческий  коллектив.

Так, в 2001 году был  создан кружок народного  творчества « Русские  узоры». В  состав, которого  входили  дети старших групп.

 

Целью, которого, была: создание интегрированной модели образовательного процесса по первоначальному вхождению ребенка в мир танца, объединяющей календарно – обрядовые праздники, устное народное и изобразительное творчество, музыкально – певческий фольклор.

 Несмотря на хороший  результат  работы, кружок « Русские  узоры» в 2002 году, прекратил  своё существование, из- за  отсутствия  условий для  данной работы. Жизнь  диктовала  свои  условия, но  творческие  идеи при  этом возрождались, и всё  больше  набирали  свою  силу.

Выходя  на  выступления  городского  масштаба, было  очевидно, что   проявление детей  в  танцевальном жанре были  более яркими, масштабными, эмоциональными. Значит, будет  актуально выбрать  узкую  направленность  русского  народного  творчества. Выбор  был  сделан – танцевальное  творчество  посредством  народных  танцев  и традиций.

В 2004 году  появился  маленький танцевальный  коллектив « Русские  узоры», где  занимались  12 девочек  с  высоким  уровнем  развития  танцевального искусства. Коллектив  занимался  два  раза  в  неделю, в свободное  от  занятий  время.  Девочки   познавали азы  хореографии на  середине  зала, ритмические  упражнения в ритмопластике, танцевальные  композиции. Появились первые  высокие  результаты (см. в приложение), первый  успех  среди  детей  и зрителя. Родители  на  выступлениях  детей, могли  видеть, как  заметно  вырос  ребенок  в  танцевальной  деятельности. Эта  и  прямая  осанка, эмоциональный  настрой, качественное  исполнение  танцевальных  движений, желание  выступать.

Первое, с чем пришлось столкнуться в начале работы, — это то, что существующие программы музыкального ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии.

Второе – потребовалось создать авторскую программу по хореографии для детей дошкольного возраста, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно ребятам от 3 до 5 лет.
Поскольку на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание основ хореографии в детских садах и школах практически не сложилось, предлагаемая система обучения может и должна совершенствоваться.

Системой моей работы являлись исполнение и разработка импровизированных  танцевальных  композиций, которые приносили творческое удовлетворение взрослым, детям – радость от общения, от прикосновения с прекрасным. Так, разучив на занятиях  множество танцев  и народных игр, дети, выступали  на  концертах. Радостью и счастьем светились лица детей, когда они получали аплодисменты  зрителя  и  маленькие  подарки- сувениры. Целый день в детском  саду царил дух праздника, радости, добрых пожеланий, праздничности. Ребят везде встречали тепло, радушно, везде они находили отклик у взрослых. Для взрослых это все было настоящей удачей. Дети охотно делились впечатлениями между собой, дома.

Родителям особенно запомнились:

  • концерт ко Дню  Матери, где  выпускники  ансамбля  и      воспитанники  выступали  совместно.  Участники  городского  конкурса « Золотой  микрофон», дипломанты II степени « Золотой  микрофон — 2005».
  • выступление детей во Дворце  Пионеров. Дипломанты II Степени  городского конкурса «Восходящая звезда» 1996 г., дипломанты  III Степени «Восходящая звезда» 1997 г.

С каждым  годом  состав  коллектива  вырастал. Так  появились  две  танцевальные  группы  детей. Первая – среднего  уровня развития детей, вторая – высокого  уровня  развития детей. В 2006 году появилась  необходимость  задуматься  над  качественной работой  коллектива, современная ситуация требовала применение новых технологий в образовании.

Появились  заказчики платных  услуг – родители, появились  исполнители – педагоги детского сада, возобновил  свою  работу танцевальный  коллектив « Русские  Узоры».

Вместе  с  директором  детского  сада  были созданы  все  условия  для  работы (приобретение  технических средств, установка зеркальной  стены, дополнительная литература).

Появилась  возможность  узнать более  точно  о работе  хореографических  коллективов. Мною были  посещены  занятия по  хореографии  в  Петербургской  школе  народного  танца  имени А. Вагановой. Где  мною  были  получены  углубленные  знания  по  обучению  основ  танцевального искусства.     В  своей  работе я обратилась  к  практическому  материалу

« Учите детей  танцевать» Т. Пуртовой, методическим рекомендациям по  ритмике О Бриске, практическим  рекомендациям О. Квентной, танцевальной  ритмике  О. Усовой.

Обязательным  условием  для  оказания   дополнительных услуг было  написание  программы, по  которой  должен работать  коллектив.

Программа « Русские  узоры» была разработана в 2006 году в соответствии с общей концепцией дошкольного воспитания и современными методиками и формами обучения танцам, предназначенная для работы хореографического ансамбля « Русские узоры».

Программа содержит упражнения на развитие ритма, координации; элементы партерной гимнастики; танцевальные этюды и композиции; азбуку классического, народного и бального танцев, знакомит детей с историей танца и его национальными особенностями.

Всю  работу объединял игровой метод проведения занятий. Он придавал процессу привлекательную форму, облегчал процесс запоминания и освоение упражнений, повышал эмоциональный фон занятий, способствовал  развитию мышления, воображения и творческих способностей.
Предполагалось, что по освоению основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по данной программе «Русские  узоры» создаст  необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий.

Все это способствовало укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач:
1. Укрепление здоровья:

Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
Формировать правильную осанку;
Содействовать профилактике плоскостопия;
Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности;
Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей:
Развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;
Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
Воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Факультативный курс «Народные  танцы»

Курс является прикладным к  программе «Русские узоры».

Его задача — углубить и развить навыки умения и, которые дошкольники получают на уроках ритмики. Из основных элементов составляются более сложные вариации, осваиваются более сложные приёмы конкурсного и детского танца. Отрабатывается более точная и сложная техника исполнения  движения. Подготавливаются различные выступления детей.
В связи с повышенной нагрузкой увеличивается часовой объём занятий.
В факультативный курс входит не только углублённое изучение народных танцев, но и:

  • экзерсис у станка;
  • фитнес — аэробика

Всё это необходимо для достижения наилучшего результата, что бы тело танцора было выносливым, пластичным, рельефным, послушным, каждое движение отличалось изяществом, динамикой исполнения, отображая характер танца. Так же в тренировку входят танцевальные игры, которые помогают  разрешить многие психологические конфликты, возникающие при постановке в пару, дети учатся общаться и творчески сотрудничать   друг с  другом.

Данная  программа  была  одобрена как  внешне, так  и внутренне. Была принята в 2006 году на  педагогическом совете ДОУ. Была получена рецензия на программу от руководителя  ДТК «Кижеватовец»  Печёриной Г. А.

В данное время хореографический  ансамбль  состоит  из  трёх  возрастных  групп (дети  от 5  до 7 лет). Дети  посещают  занятия  по желанию, два  раза  в  неделю в вечернее время.

Для  поступления в  ансамбль проводится предварительная  работа:

  • родители пишут заявление
  • заключается двусторонний  договор
  • с педагогом заключается  трудовое соглашение на год

Расчасовка учебного  плана  по  видам  творческой  деятельности, а так  же  концертной  деятельности  зависит  от  их способностей в  каждой  возрастной  группе. По  необходимости педагог  включает  индивидуальные  занятия  для  основного  ансамбля (дети 7 лет).

Так  же   ведется  табель  посещаемости, если  ребенок  пропускает  по болезни, то  можно (с согласия родителей) возместить  пропуск  занятия. Бухгалтерия  учреждения проводит начисления  в  соответствии  с  табелем, который  подается  в  конце  месяца педагогом.

В работе мною  было  использовано…

Педагоги с удовольствием откликались на организацию концертов. Поэтому для повышения активности детей, и эффективности данной работы были дополнены следующие условия:

  • оформление атрибутов и декораций
  • собрание аудиоматериала
  • собрание иллюстрированного материала к детским, русским народным танцам.
  • сделаны простейшие танцевальные костюмы

В работе с  композициями использовались следующие средства выразительности:

общая линия пластических и плясовых  движений

метроритмические соотношения

простейшая нюансировка движений

структура музыкального  произведения

значение изобразительной, выразительной функции

Импровизации простейших этюдов  формирования у детей:

способов импровизаций простейших танцевальных элементов, подражающие жестам различных, жизненным явлениям, передача простейших выразительных образов.

детям, просмотрев  танцевальный  материал, предлагалось подумать над своими танцевальными  образами  и жестами, а так же  миниэтюдами.  Например: мост  через реку, задумчивая  цапля морская  звезда.

способов сочинения детьми простейших жестов контрастного характера на заданный текст.

обновились и формы работы с детьми:

  • интегрированные занятия
  • посещение филармонии и музыкальных школ
  • выступление выпускников ансамбля  совместно  с воспитанниками

 

Методические аспекты освоения программы по ритмике и детским танцам.

Основными в освоении программы являются принципы «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнёром», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логике к ощущениям».
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее дети знакомятся с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур, т.е не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности.

В результате такой работы у дошкольников расширяется двигательный «кругозор», и освоения танца в целом происходит быстрее. От опыта педагога во многом зависит, когда и насколько можно усложнить движение или связку. Педагог должен выбрать так называемый оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности детей. Близость к некой «золотой середине» избавит педагога от крайностей: либо топтание на месте, либо быстрое чрезмерное ускорение танца, что может привести к утере правильной позиции, техничности, т.е. поломается вся пирамида, которая строилась от занятия к занятию.  Освоение быстрых танцев с достаточно сложной координацией происходит постепенно, путём протанцовывания в медленном темпе или в пол темпа под туже музыку. Рекомендуется и после освоения фигуры при потере техничности возвращаться к медленному темпу. Перемена темпа ещё более развивает чувство ритма.
Необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, слушать музыку и, не глядя на соседа. При этом надо объяснить, почему нельзя смотреть на соседа.

Разбирая ошибки детей, педагог должен помнить, что в памяти остаётся последний вариант, и заканчивать разбор ошибки всегда правильным вариантом.
Важнейший вопрос – постановка в пары. Здесь педагог должен руководствоваться не только антропометрическими данными, но психологическими и внешними. Известно, что внешность определяет сущность, и чаще всего станцовываются похожие люди, по характеру, темпераменту. Педагог должен не только поставить в пару, но и если требуется вовремя заменить партнёров, чтобы сохранить интерес к занятиям, создать новые, более совершенные дуэты. Не менее сложная задача научит двигаться в паре. Здесь необходимо подвести детей к изменениям мироощущения из «я» в «мы», потому что, потому что, только ощущая себя «вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры.

В танцах со сложной координацией, необходимо чётко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец « начинается от пола» и следует объяснять в последовательности:
— куда наступаем (как переносим вес);
— как ставим ногу (как работает стопа);
— что делает колено;
— что делает корпус;
— как танцуют руки
— куда направлен взгляд (что делает голова).

Параллельное изучение сразу 2-3 танцев разнообразит занятие, переключает внимание и повышает интерес детей приводит к быстрому «растанцовыванию» занимающегося, позволяет раньше вводить на уроке элементы соревнований конкурсов.    Дети младшего возраста мыслят образами, и в отличие от детей среднего возраста и старшеклассников, они не могут понять логики и конкретности знаков движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя, сними в те или иные образы.
Дети старшего возраста способны осмысливать свои действия, и это надо использовать и развивать, объяснять, для чего мы это делаем: «В танцах ничего не бывает просто так». Нужно конкретное объяснение, какие мышцы и как нужно включить в работу, как правильно перенести вес ноги на ногу в движении. Когда усвоена техника, можно перейти к ритмической окраске и в область ощущений, ассоциаций. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка. Который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимание, разгрузку и отдых. Как пример приводятся две разработки музыкально-ритмических сказок, где дети могут показать свои умения и навыки по ритмике и народным  танцам  см. приложение.

Методические подходы:

выразительность исполнения (мимика, динамика и т. д.)

пояснение характера, содержания произведения

сведения о танце (когда, где была создана  композиция)

применение наглядных  средств, показ  педагога

индивидуальный и групповой опрос

показ без инструмента

упражнения на развитие чувства ритма.

использование дидактического материала

творческие задания

исполнение народных танцев в современных аранжировках.

Принципы  и методы  обучения

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка
  • принцип постепенного повышения  требований
  • принцип систематичности
  • принцип сознательности и  активности
  • принцип повторяемости материала
  • наглядности
  • музыкальное сопровождение
  • импровизационный метод
  • метод иллюстрированной наглядности
  • игровой метод
  • концентрический метод

     В работе с детьми использовались и разные виды музыкальной деятельности:

  1. просматривание танцевальных  композиций через  показ  педагогом, видеосюжетом, фотоснимков.
  2. детское исполнительство (работа в  партнерской гимнастике, составление  миниэтюдов, ритмопластика).
  3. танцевальное творчество  и  импровизация танцевальных упражнений
  4. разучивание танцевальных элементов (со словами, со  счетом)
  5. элементарное владение танцевальными атрибутами.
  6. использование дидактических игр и пособий
  7. драматизация танцевальных спектаклей с музыкальным сопровождением и современными аранжировками.

В педагогической практике существуют многообразие приемов. В своей работе наиболее эффективными считаю:

Порядок при прослушивании музыки

музыкальные средства и «украшения», сопоставление, представления и воображения.

использование изобразительных средств, сочинение собственного этюда (два– три элемента)

Порядок при разучивании танцевальных композиций

применение танцевальных  элементов в качестве разминок; показ  у  зеркал элементов педагогом, а так же подгруппами детей с солистами.

разучивание танцевальных  линий в сопровождении и без него.

блиц – опрос о характере, содержании, темпе, ритме произведения; прорабатывание  упражнения в ритме.

  • работа над ритмическим рисунком с помощью хлопков, щелчков, шлепков.

 Порядок  при разучивании танцевальных движений

показ движений в отдельности (индивидуальный подход, техника исполнения)

разучивание и соединение движений в одно целое

вхождение ребенка в музыкальный материал, образ; передача эмоционального восприятия (мимика, жесты, пластика)

импровизация и экспромт; творческие задания – миниатюры

Межпредметные связи

Непосредственная связь ритмики с музыкой прослеживается на всём этапе, так как мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки танцем. Дошкольники  должны усвоить понятия «ритм», «счёт», «размер» и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Каждый танец, который включён в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, дети  знакомятся с историей его создания. Характер и темперамент народа отражающего в танце. При изучении общих понятий в  танцах  дети сталкиваются с понятиями «угол поворота», «направления движения», «доли счёта».  Законодателем моды в классических  танцах является Франция, поэтому часто название фигур звучат на французском  языке. Отсюда вытекает связь с изучением французского  языка. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начиная с разминки и имея кульминацию в середине и спад в конце, каждый урок имеет конкретную цель – натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы.

Для того чтобы выступление детей  были яркими и не забываемыми мы использовали, в своей работе, все виды технических средств:

Фортепиано + синтезатор + грампластинки + аудиоаппаратура с носителями + видеоматериал, SD диски.

Новинка:

Я стараюсь идти в ногу со временем, интересуюсь новинками литературы, апробирую оптимальные находки, то есть ищу самые эффективные методы, приемы обучения, способствующие развитию творческих возможностей детей через вхождения  детей  в  мир  танца, стараюсь не делать аналогов и повторений сюжета.

Для себя  я выбрала наиболее важные материалы это:

  1. использование новой формы работы г. Санкт – Петербурга, а так же авторских наработок.
  2. использование авторских материалов: танцевальные  композиции, спектакли.

Как дети применяют  танцевальные движения самостоятельно?……

Изучение  танцевального  репертуара в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на музыкальных и  специальных занятиях. Так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты) на время обучения дети охотно включали танцевальные импровизации, этюды и  танцевальные  образы в свою самостоятельную деятельность, а особенно в сюжетно – ролевые игры. Охотно играли в дидактические игры на  основе прослушиваемых балетов, импровизировали и обыгрывали русские народные сказки. Ребята подражали народным героям в танцевальных образах, жестах.

Таким образом, все задания, составленные на основе танцевального  материала, стимулировали художественную образность  танцевального творчества, позволяли лучше ориентироваться в творческой деятельности: подобрать необходимую танцевальную линию, разнообразность и ритмическую сторону произведения, применять при прослушивании его разнообразия нюансов, развивать творческую активность у дошколят.

В работе  можно  предложить  некоторые формы работы с детьми в самостоятельной деятельности:  

Танцевать с детьми и для детей:

создание у детей положительного эмоционального настроя

  • привлечение и переключение внимания детей;
  • совершенствование танцевальных упражнений, и их  техники  исполнения

развитие музыкального слуха, музыкальной активности детей

  • развитие познавательного отношения к окружающему миру и формирование интереса к миру танца и звучанию разных костюмов

развитие способностей различать исполнение различных  танцевальных  движений и  танцевальных   связок, а  так  же  танцевальной  атрибутики и предметов

формирование чувства ритма

Просматривание  танцевального  материала:

формирование эстетического вкуса у детей; приобщение к миру танцевальной культуры; экспериментирование в исполнении  танцевальных  композиций

Игры с детьми:

установление контакта между детьми и взрослыми в игровых образах

развитие координации движений в играх, хороводах и в плясках

самостоятельность и экспериментирование

Мои  помощники  в  работе….

Родители. В работе с родителями все формы хороши, если захотеть положительного результата. Практика выявила наиболее приемлемые формы работы с родителями:

  •                     помощь  в  организации концертов  и  выступлений
  •                          открытые совместные мероприятия для родителей
  •                             ведение тетради отзывов и альбома « Русские узоры»
  •                                          анкетирование
  •                             выступления на собраниях.
  •                             индивидуальные консультации
  •                             организация  фоторепортажей

Если данная дополнительная  услуга, проводимая  в детском  саду, дополняется творческими заданиями в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, то у него будут развиваться только положительные стереотипы поведения. По родительским анкетам и по настроению детей после занятий, мною был сделан вывод, что  данная  работа  родителям  и  их  детям  интересна, а так же необходима. Дети готовы исполнять танцевальный материал вновь и вновь. После проведения открытых занятий с детьми, анкетирования и других мероприятий, мною был отмечен огромный интерес к своей работе со стороны многих родителей. Для них были организованы общие встречи, праздники, концерты. Дети сами встречали родителей и провожали  их  в  зал, а педагоги в свою очередь, дружественно приветствовали их. В ансамбле стала хорошей  традицией  устраивать отчетные  концерты, на которых детям дарят  подарки и дипломы об окончании. Такие  как:

  • заключительный концерт « Путешествие по  танцам  мира», где  родители  рассказывали  и показывали танцевальные  композиции, которые  они  танцевали  в  детстве, заключительный  концерт  « Тайны танцевальных движений»
  • совместная поездка в  город  Ялуторовск  на  детский  фестиваль  «  Танцующие  звезды»,  где  были  признаны  лучшими  исполнителями  народных танцев. После  дети  обменялись  адресами  и  телефонами  с  участниками  фестиваля,  для  дальнейшего  общения  и развития  тесных  творческих  отношений.  Родители  пообщались  за

чашечкой  чая  с  руководителями  фестиваля  и  поделились  опытом  в  помощи  организации таких поездок.

   Таким  образом,  в нашем ансамбле  закрепились  некоторые  традиции.

Для выполнения поставленной задачи была получена помощь от родителей, администрации  детского  сада и педагогов групп. Велика помощь в пошиве костюмов к

« Танцу поварят», « Танец  со  свечами», « Танец  кнопочек», « Танец  цветов». В организации фоторепортажей  « Наши  выступления»,  «  В мире танца», «Жизнь  ансамбля и т. д.

Педагоги.

Изучение  танцевальных  композиций, имея общим источником жизнь, быт, народные традиции, больше, чем другие виды искусства отвечает идее совместного  взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает сущности ребенка, которая, в свою очередь, требует цельности и законченности во всем. Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания  и образования детей, охватывает все виды танцевальной деятельности:

  • наглядный показ танцевальных  элементов
  • хороводы, пляски
  • концерты, выступления

Наша работа основывалась  на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности. В интеграции не все компоненты включались в процесс усвоения  танцевальных  композиций на равных основаниях: что-то всегда выступало в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединялись другие аспекты и виды деятельности. Механизмом интеграции являлись танцевальные  спектакли, совместный  день  танца,  которые создавались средствами разных видов деятельности детей.

Безусловно, что данная работа требует большой, предварительной подготовки. А интеграция всей работы с детьми  позволило экономить время занятий и не допустило перегрузки детей, так как освобождалась необходимость в подробных объяснениях. Дети получали их в процессе самостоятельной  деятельности, с педагогами которых осуществлялась интеграция. Одним из наиболее эффективных путей развития творчества являлась взаимосвязь народного  танца и прикладного искусства, художественного слова и изобразительного образа.

Некоторые формы работы с педагогами:               

  • открытые мероприятия
  • индивидуальная работа (показ  танцевального  упражнения)
  •  консультации
  • изготовление атрибутов, пошив костюмов, изготовление декораций

   Таким образом, практика моей работы убедила меня, в обязательном использовании взаимосвязи, взаимообогащения с другими педагогами.

Результаты  работы…

Говоря о ценности детского  танцевального искусства в воспитании детей дошкольного возраста, необходимо отметить его терапевтический эффект. Занимаясь танцами, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Оно своей гуманностью, яркостью образов и красок вызывает у детей подъем настроения. Их веселит мягкий юмор кадрили, успокаивает лирический  вальс, вызывает смех и улыбку задорная пляска, народные танцевальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку детей.

За 5 лет работы по обозначенной теме руководителем была создана программа «Русские узоры», ориентированная на работу с детьми от 4 до 7 лет. Открытые занятия, получили хорошую оценку со стороны коллег и родителей. Руководитель неоднократно была отмечена благодарственными письмами и дипломами со стороны администрации учреждения, где она работала с детьми.      Работа хореографического ансамбля неоднократно освещалась на страницах областных газетах. Так в газете «Тюменская область сегодня» за 2010год, 2011 год был отмечен высокий уровень исполнения танцев хореографического ансамбля «Русские узоры», отзывы родителей о работе. Наиболее одаренные выпускники ансамбля «Русские узоры» продолжают учёбу по профилю, являются победителями танцевальных конкурсов. К примеру, Распопова Софья выпуск 2009г. является солисткой детского ансамбля «Метелица», Кошкарова Полина выпуск 2010г.  является солисткой детского ансамбля «Зори Тюмени», Круткевич Иван выпуск 2011г. является неоднократным участником областных соревнований по бальным танцам.
В результате нашей деятельности дети научились

  • свободно держаться на  сцене
  • высказывать свое мнение о  танце  и его  исполнителях обмениваться впечатлениями об увиденном
  • исполнять  танцевальный репертуар красиво и эмоционально
  • владеть навыками правильной  техникой  исполнения  танцевального движения, танцевать в различных образах, выражать эмоциональное состояние героя.
  • четко слышать метроритм и выполнять танцевальные движения в соответствии с музыкальным сопровождением.
  • дети поступают в музыкальные школы на хореографическое отделение без трудностей
  • Раскрылись и творческие возможности детей.

Итогом нашей работы явились выступления на городских конкурсах. Эти выезды на большую сцену, хлопотны, как и для взрослых, так и для детей – это выход в другое пространство из стен сада, чувство гордости за работу, чувство радости за умение поднять настроение детям и подъем их творческих и жизненных возможностей.

Так подводя итоги по изучению танцевального искусства, еще раз убеждаешься, что это искусство гуманно, это окно в нашу историю, культуру, в наши истоки. Для детей это – как непрочитанная книга с интереснейшими действиями, традициями. Вводя ребенка в мир  танца, появляется надежда реально раскрыть его индивидуальность. Выявить его лучшие качества и способности, усилить желание ребенка к самостоятельной деятельности, к своему творчеству, т.к. основа творческой инициативы закладывается в детстве.

Что получилось?….

Собран материал в музыкальном кабинете:

  •        разработки народных танцев, детских  композиций, этюдов
  •         фотоматериал «Мир  танца»
  •         альбом « Русские  узоры»  с  отзывами о  работе
  •         наглядный, дидактический материал
  •        специальная литература

Как оценивались знания детей…..

Описание мониторинга см. в приложении.

Направления, которые использовались в процессе организации нашей деятельности:

оформление музыкального зала на момент проведения концертов: оформление  фотостендов,  сцены.

ознакомление детей с танцевальными  композициями посредством изучения элементов хореографии.

развитие многофункционального детского творчества в качестве образца творческого осмысления и применения.

Заключение….

В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшееся традиции: программу, методику. В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика, а порой и хореография. На музыкальных занятиях детей учат слушать, воспринимать, любить  и оценивать музыку. Итогом же ритмических занятий зачастую становятся хореографические композиции. Само собой напрашивается определение ритмики как вспомогательной дисциплины.
Приступая к  работе в детском саду, я  исходила из того, что обучать детей буду основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям.    Чтобы воспитать творческую личность от нас педагогов требуется постоянный творческий поиск, стремление удивить, обрадовать ребенка, учитывая его потребность в новизне. Без такого подхода нельзя ожидать развития и проявления творчества у детей. Творческую развитую личность воспитывает творческий педагог.        Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных и школьных учреждениях как на важный и нужный процесс в развитии детей.

 Перспектива:

Мне бы хотелось, чтобы ребята развивали нравственные качества, интерес к народной культуре; пользовались копилкой народного слова и мудрости, развивали музыкальные и творческие возможности, ценили русскую народную музыку ее необычность и потрясающую красоту.  Продолжить  работу  над развитием творческих способностей  детей.

А педагогам пожелать не бояться трудностей, запастись терпением и желанием достичь своего успеха в работе.

Литература

  1. Ауэрбах Л.  Рассказы о вальсе. – М., 1980.
  2. Барышникова Т.  Азбука хореографии. – М., 1966. www.forum24.ru.
  3. Бриске И. С.  Разработки  танцевальных композиций. – С. 1998.
  4. Воронина И.  Историко-бытовой танец. – М., 1980.
  5. Зарецкая Н. В.  Танцы для детей дошкольного возраста. – М. 2005.
  6. Климов А.  Основы русского народного танца. – М., 1981. www.forum24.ru.
  7. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л., 1976.
  8. Мерзлякова С.  Фольклор – музыка – театр. – М., 1999.
  9.  Пуртова Т. В. Учите детей танцевать – С – Петербург 2005 г.
  10. Школьников Л. С.  Рассказы о танцах. – М., 1966.
  11. Ярунков С.В. Методика преподавания танца.  – М. 1978.
  12.  Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца, — М., 2004 г.
  13.  Веденеева И. Будь молодой и грациозной. – М., 1996 г.
  14.  Иваницкий А., Шабарова И. Ритм. гимнастика на ТВ. – М., 1986 г.
  15. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л., 1981 г.
  16.  Лисицкая Т. Гимнастика и танец. – М., 1998 г. www.festival.1september.ru.
  17.  Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание. – М., 2001 г.
  18.  Сборники танцевальной музыки М. Росса из серии Dancelipe.
  19. Современный народный  танец. / Под ред. Строгонова В. – М., 2006 г.
  20.  Учебный цикл «Линия танца». Видеосборник. Учебные видеопособия:
    Aseof Base «Heppy Mation”. Modern Talking «Ready Romance”. www.forum24.ru.