Загружается

«Блокадный хлеб» Исторический час для старших дошкольников

«Блокадный хлеб»

Исторический час для старших дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить кратко с днями Блокады Ленинграда.
  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
  3. Формировать у дошкольников уважения и интереса к истории России.

Звучит музыка «Реквием» В. Моцарта. Дети проходят в зал и занимают места.

Слайд 1 – «Блокадный хлеб»

Добрый вечер, ребята!

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.

Слайд 2 «Начало блокады»

Это одна из самых страшных страниц истории Великой Отечественной войны. Почти 900 дней боли и мучений, мужества и героизма. Это самая продолжительная осада города в истории человечества. Ни один город за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград.

На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей.

В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но было уже поздно.

Слайд 3 «Хлебная карточка»

В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезными квадратиками.

В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: “хлеб”. Это блокадная хлебная карточка.

Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года. Хлебные карточки были именными. Получали их ленинградцы раз в месяц по предъявлении паспорта.

Слайд 4 «125 грамм хлеба»

«125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам», — эти слова из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц давно стали нарицательными.

А что это такое — 125 граммов хлеба, да еще и выпеченного в городе, в котором почти нет продуктов?

В состав блокадного хлеба входили: пищевая целлюлоза, жмых, обойная пыль, выбойки из мешков, хвоя, ржаная обойная мука.

Слайд 5 «Дорога жизни»

Дорога жизни блокадного Ленинграда – это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время блокады.

За это время было перевезено 361109 тонн различных грузов, в том числе 262419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены.

С конца ноября 1941 года начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку, и машины исчезали навсегда.

Каждая четвертая машина «не вернулись из рейса» — проваливались под лёд или были расстреляны немецкими самолетами.

Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера.

Во время движения по дороге водители часто не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.

Слайд 6 Видеоролик

Слайд 7 «Военные заводы»

Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать.

Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре – декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

Слайд 8 «Ленинградская» симфония»

Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут “Ленинградской”. Зал был полон – очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные.

Слайд 9 Видеоролик

Слайд 10 «Жизнь Ленинградцев»

Предлагаю посмотреть на слайдах жизнь людей во время блокады Ленинграда.

Ребёнок:

Голод и холод. Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк, стакан кипятка.
Вот жизни глоток, потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес! А город остался!
Никуда не исчез!

Слайды 11, 12

Ребёнок:

Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Слайд 13 «Таня Савичева»

Маленькая записная книжка – обтянутый шёлком, блокнотик, ставший блокадным дневником Тани Савичевой. Тане – было одиннадцать лет.

В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты, даты смерти самых близких людей-вся жуткая сущность войны.

Слайд 14 «Листы дневника»

Перед вами листы Таниного дневника. (читаем)

Слайд 15 «Новый год»

В период блокады блокаде, о детях заботились особо. Старались всеми возможными способами и средствами создать им ощущение праздника.

В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед.

Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям.

Слайд 16 Видеоролик

Слайд 17 

К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину.

Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили.

С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Слайд 18 «Память»

Звучит «Реквием «В. Моцарта на фоне музыке дети читают стихи:

Ребёнок:

Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.
Лишила родных и близких.
Мы вам поклонимся низко.
Вы повзрослели так рано.
Работали ночью и днём.
За ваши душевные раны
Низкий поклон.
И голод, и холод вас сковывал,
Пронзала жгучая боль.
Игрушки отброшены в сторону,
А цель лишь одна — фронт!
Спасибо, спасибо, ребята,
За вашу отвагу и труд.
И эта скорбная дата
Запомнится всем вокруг.
Ребёнок:

Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна – так устроен человек,
Но такое надо вечно не забыть. Из века в век!

Ребёнок:

Люди Ленинграда,  вы — герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!

Слайд 19 «Салют»  

Ребёнок:

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

Это нельзя забыть, это нужно помнить, чтобы такое больше никогда не повторилось.… Для этого мы сегодня и собрались…

На этом наш исторический час окончен.

Звучит музыка, дети выходят из з