Загружается

«Боевая подруга — песня» Познавательная игра для педагогов

«Боевая подруга — песня»

Познавательная игра для педагогов

Цель: 

ознакомление педагогов ДОУ с историей написания песен военной эпохи, формирование чувства гордости за музыкально-историческое наследие
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о многообразии песен военной эпохи
2. Повысить педагогическую культуру
3. Установить дружеское взаимоотношение, содействовать деловому общению
Реквизит:
Игровое поле, стрелка, письма-треугольники с вопросами, комплект листовок-песен, текст песен, сувенир «Нотки», обозначающий музыкальную паузу, сувениры игрокам, оборудование для показа презентации.

Звучит песня «День победы», участники мероприятия проходят в зал, занимают места в зале.
Ведущая:

Я бы с песни начала рассказ,
Пусть узнают в ХХI веке,
Как в суровый предрассветный час
Боевым солдатом стала песня.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен,
И шагали к западу полки,
В чётком ритме наших грозных песен.
Звучит фрагмент песни «Эх, дороги!». На экране появляется слайд «Эх, дороги!»

Ведущая:

С песней я б продолжила рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Песня солдат в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И, казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.

Сегодня, уважаемые коллеги (родители) мы поговорим о песнях, сочинённых в годы Великой Отечественной войны. Я приглашаю всех желающих за стол знатоков, остальные участники нашей встречи получат листки с текстом песен фронтовых дней. Задача игроков за столом крутить игровое поле, открыть письмо-треугольник, выбранный стрелкой, прочитать пояснение и вопрос. После ответа конверт на игровое поле не возвращается. Время на обсуждение даётся не более 3 мин., в качестве помощи можно использовать комплект листовок-песен. Музыкальная пауза по желанию игроков.
Начнём игру с песни. Сейчас прозвучит песня не военной эпохи, она сочинена к 40-летию победы, в 1985 году, значит этой песне 35 лет. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова «Вальс фронтовой медсестры». Эта песня воспевает подвиг женщин, которые несли свой долг, помогая раненым и умирающим бойцам.
На экране появляется слайд Самсонов «Сестрица», затем слайд «Вальс фронтовой медсестры»

Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: не доживёт до ночи…
– Мне бы… песню, – прошептал солдат, –
Я до песен с давних пор охочий…
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела.

Исполняется песня «Вальс фронтовой медсестры»

Ведущая: Итак, уважаемые игроки крутите игровое поле.

Вопросы к знатокам

  1. В 1943 году режиссёр Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». По его замыслу герой фильма должен исполнять песню. Песня, по замыслу режиссёра, лучше всего могла передать чувства бойца, который пишет письмо родным.
    Зрители навсегда запомнили эту песню в исполнении Марка Бернеса.
    Какую песню исполнял боец?
    «Тёмная ночь»
    «Эх, дороги»
    «День победы»
    После ответа на экране появляется слайд «Тёмная ночь»
  2. Сочинена эта песня была в Ленинграде, который уже в первые дни войны стал прифронтовым городом.
    Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами работали в Ленинградском порту. Однажды августовским вечером после трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.
    «Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, — рассказывал В. П. Соловьев-Седой, — и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства».
    Какую песню сочинил композитор?
    После ответа на экране появляется слайд «Вечер на рейде»
  3. В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому. Они написали сюиту о молдавских партизанах периода гражданской войны. Одной из семи композиций стала песня, основанная на бессарабском фольклоре. В военные годы песня звучала не только в партизанских отрядах, но и на передовых линиях фронта.
    О какой песне идёт речь?
    После ответа на экране появляется слайд «Смуглянка»
  4. В 1938 году поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер написали эту песню. Сюжет продиктовала жизнь. В воздухе ощущалось приближение большой войны. В самом разгаре была гражданская война в Испании, советские войска отражали атаки японцев у озера Хасан. В этой песне посылается привет бойцу, который стоит на страже рубежей Родины, каких именно, не говорится, что и сделало песню подходящей буквально ко всем временам. В 1941 году песня стала уже не просто популярной, она стала гимном сражающегося народа. Эта песня дала прозвище боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ-13». О какой песне идёт речь?
    После ответа на экране появляется слайд «Катюша»
  5. Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны Брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту А.Софронову и композитору С.Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ. Какая песня была сочинена?
    После ответа на экране появляется слайд «Шумел сурово брянский лес»
  6. Строки этой песни – это 16 строк из письма жене Соне, которые написал Алексей Сурков. Автор вспоминал: «Написал я его в конце ноября, а точнее, 27, после тяжёлого боя под Истрой». Как это письмо попало в руки к композитору, К.Листову, неизвестно, задушевность строк этого письма тронуло душу композитора, и он сочинил музыку, так и появилась эта песня.
    О какой песне идёт речь?
    После ответа на экране появляется слайд «В землянке»
  7. «Стихи написаны на Каме, — вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру. Спустя несколько месяцев услышал по радио песню в исполнении Ефрема Флакса». Какую песню услышал М. Исаковский?
    После ответа на экране появляется слайд «В лесу прифронтовом»
  8. В первые месяцы войны была сочинена эта песня. В то время на улицах не было ни одного фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги, чтобы вражеские самолёты не нашли цель. И в те тревожные военные ночи карманный фонарик был верным другом, служил верой и правдой многим людям, всем, кому довелось пробираться тёмными улицами, дежурить на крышах домов во время воздушных тревог.
    О какой песне идёт речь?
    После ответа на экране появляется слайд «Песня о фонарике»

Ведущая:

Итак, знатоки проявили замечательные знания о песнях военной эпохи, о песнях, которые помогли выстоять в тяжёлые дни борьбы русского народа с врагом! Знатоки получили 8 из 8 баллов, отличный результат! Поздравляем, все участники получают памятные сувениры.
Песня в годы войны стала «боевым солдатом», а, значит, для всех сражающихся песня стала другом, братом, соратником. Будем помнить и знать песни этой эпохи. До новых встреч!
Звучит песня «День Победы» мероприятие заканчивается.

презентация к игре