«Дуэт: музыка и спорт – вас к здоровью привёдёт»
Дыхательная гимнастика для развития
вокальных данных дошколят по методике Б. Толкачёва.
Дыхание является важнейшим физиологическим процессом организма. С процессом дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма.
Кроме этого, правильное дыхание очень важно для развития речи и вокальных данных, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой и музыкальной системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательная гимнастика способствует повышению общего тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости организма к простудным заболеваниям. Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, одна из них методика Б.Толкачева. Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Б. Толкачева рекомендуется часто болеющим детям.
Не секрет, что за последнее время, на фоне пандемии здоровье наших детей ухудшилось. Всё чаще дети стали приходить на музыкальные занятия с кашлем после заболевания, поэтому мы, узкие специалисты ДОУ решили дать совет родителям о том, как можно улучшить состояние ребёнка и укрепить здоровье и развить певческие способности ребёнка.
Все рекомендуемые упражнения желательно делать в образно- игровой форме. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений. Итак, давайте познакомимся:
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва для детей 5-7 лет
Упражнение «Качалка»
Исходное положение — сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-ф-ф-ф!». Повторить 6-8 раз.
Упражнение «Зайчик»
Исходное положение — встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Ф!». Повторить медленно 5-7 раз.
Упражнение «Как гуси шипят»
Исходное положение: – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.
Упражнение «Скрещивание рук внизу»
Исходное положение – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и, скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» — и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.
Упражнение «Прыжки»
Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.
Упражнение «Осы»
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»
Упражнение «Шарик»
Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался, зачем помчался ввысь?
Вернись, скорее, шарик! Вернись!…
Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш…»
Упражнение «Котёнок»
Надувала кошка шар, а котёнок ей мешал:
Подошёл и лапкой — топ! А у кошки шарик — лоп!
Ш-ш-ш…
Упражнение «Ветерок»
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывёт кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: «Ф-ф-ф…»
Упражнение «Лягушка»
1) Дети прыгают, расставив ножки в стороны, «квакают» при каждом прыжке. После вдоха делается выдох с произнесением слова «ква».
2) Глубокий вдох через нос — задержка внимания, быстрый выдох ртом «ква».
3) Быстрый вдох через нос — задержка дыхания, медленный выдох ртом «ква».
4) Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «Ква-ква-ква…», работая мышцами низа живота.
Упражнение «Каша кипит»
И.п. сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Вбирая живот — вдох, выпячивая живот выдох. Выдыхая, громко произносить: «Ф-ф-ф…».
Упражнение «Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить на выдохе «тик — так….»
Упражнение «Петух»
Петя, Петя, Петушок
Целый день учит стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну — «Ку-ка-ре-ку!»
И.п. — встать прямо, опустить руки вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «Ку-ка-ре-ку!»
Упражнение «Пчела»
На выдохе дети продолжительно произносят «Ж-ж-ж…» и легко взмахивают пальцами.
Упражнение «Ароматы кухни»
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох; затем медленный вдох через нос — задержка дыхания — медленный выдох: «А-а-ах!»
Упражнение «Семафор»
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги!
И.п. — сидя, ноги сдвинуты вместе.
1 — поднимание рук в стороны (вдох);
2 — медленное опускание рук с длительным выдохом и произнесением звука «С-с-
Упражнение «Регулировщик»
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена — в сторону (вдох носом); 2 — левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука «Р-р-р..».
Упражнение «Поднимемся на носочки»
Хорошо нам вверху,
Как же вы без нас внизу?
1- подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох); 2 — медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки опустить вперёд и произнести звук «Ш-ш-ш..».
Упражнение «Пчелы»
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе новоселы.
И.п. — ноги слегка расставлены, руки опущены.
1- развести руки в стороны (вдох);
2 — опустить руки вниз со звуком «З-з-з..» (выдох).
Упражнение «Трубач»
И.п. — ноги вместе. руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой».
1 — вдох;
2 — медленный выдох с громким произнесением звуков «Пф».
Упражнение «Барабанщик»
Мы слегка побарабаним
И сильнее сразу станем.
И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 — присесть, похлопать по коленям (вдох);
2 — и.п. со звуком «Б-б-б» (выдох).
Упражнение «Прыжок»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки в «замок» внизу.
1- руки поднять вверх (вдох);
2 — наклон вперёд с одновременным опусканием рук и произнесением звука «Ух» (выдох).
Упражнение «Ёж»
Встретил в чаще еж ежа.
— Как погода, еж?
— Свежа.
И пошли домой дрожа,
Съежась, сгорбясь, два ежа.
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых — пых…», энергично работая мышцами живота.
Упражнение «Ветер»
Ветер воет: «У-у-у…
Очень скучно одному — у-у-у…
Песню я пою — у-у-у…
И деревья гну -у-у-у…»
Дети на выдохе продолжительно тянут звук у-у-у, делая круговые движения руками.
Упражнение «Гуси летят»
Поднять руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: «Гу — у-у-у!»
Упражнение «Аромат цветов»
Положить ладони себе на грудь. сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!»
«Комарик»
Ребёнок стоит. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произнести звук «З-з-з…» предельно долго, негромко.
Упражнение «Муха»
И.п. — стоя. Глаза закрыты. Ладонь на голове сверху. Долго тянуть на выдохе звук «Н-н-н…» («слушаем. как летит муха»).
Упражнение «Задуй свечу»
1) Вдох — руки вверх, подняться на носки.
Выдох — тёплый воздух выдыхается с длительным звуком Х-х-х.. или Ш-ш-ш.., руки при этом свободно опускаются вниз («Задуть свечу»).
2) Вдох — руки вверх, выдох с силой. Тёплый воздух выдыхается тремя порциями Х-Х-Х или Ш-Ш-Ш («задуть три свечи»).
Упражнение «К солнышку»
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят: «Ф-ф-ф..».
«Баян»
Инструкция: «Согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос — руки («меха» баяна) медленно растягиваются, имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание, а затем выдохните через рот со звуком А-А-А — «меха» баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение».
«Большой и маленький»
Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком У-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
Будьте здоровы!