Консультация для педагогов образовательного дошкольного учреждения
«Понятие и структура патриотизма дошкольников»
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.
На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений).
Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает:
– любовь к Родине;
– бескорыстную преданность и служение ей;
– нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества: быть патриотом – значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу – с ее судьбой;
– патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина – это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;
– наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;
– жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;
– признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;
– гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке);
– превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;
– уважение к другим народам и культурам.
Виды патриотизма
А.Н. Вырщиков выделяет следующие разновидности патриотизма:
- Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.
- Российский патриотизм как социально-психологический феномен. Вспомним: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.
- Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять и приумножать его ценности.
- Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.
В содержание патриотизма входит четыре основных элемента.
1.Патриотическое сознание – часть общественного сознания, представляющая собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации. Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д. Оно обладает относительной самостоятельностью, то есть способно опережать общественное бытие, отставать от него и пр. Патриотическое сознание может выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в процессе его формирования у дошкольников.
- Патриотическая деятельность – все формы служения народу, отечеству.
- Патриотические отношения реализуются в общении между патриотами, направленными на совершенствование всех сторон жизни страны, а также и соответствующего отношения к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в отношении русского народа всех россиян.
- Патриотические организации. К патриотическим относятся все те организации, которые занимаются патриотической деятельностью. Особая роль принадлежит государственным, общественно-политическим и просветительским, особенно учебным заведениям. Естественно, что самые элементарные сведения о патриотизме ребенок получает в семье, в детских садах и яслях. Субъектами патриотического воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку в отношении себя.
9 июня 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного изучению патриотических настроений россиян. К публичным проявлениям непатриотичного поведения одна половина граждан (47%) относится с осуждением, а некоторые предлагают даже ввести уголовное наказание, однако другая половина (48%) не видит в этом предмета для государственного или общественного порицания (эта доля заметно выросла — с 37% в 2014 г.). В то же время непатриотичные выпады своих кумиров из среды культуры, шоу-бизнеса граждане в большинстве своем (60%) готовы критиковать (46% — в частных беседах, а 14% — публично). К высказываниям, идущим вразрез с официальной позицией государства, относятся мягче: 37% считают их предосудительными, тогда как 52% — называют личным делом каждого.
В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей. В таких условиях правительство заявило о необходимости усиления патриотического воспитания в детском саду и школе. К чему это может привести? Да к самым непредсказуемым результатам и прямо противоположным тому, чего хотят получить. То есть, если вменить в обязанность чувство патриотизма, то получим полную ненависть в чистом виде. Заставить любить невозможно, в том числе и любить Родину. Полюбить можно только добровольно.
Как же возродить патриотизм в нашей стране? Что для этого нужно?
Соблюдение трех правил.
— Во-первых, роль патриотизма в жизни каждого человека должна быть обоснована на ярких исторических примерах. Здесь допустимо использование любых источников, как древних, так и современных.
— Во-вторых, рост авторитета нашей страны в мире не следует замалчивать. Наоборот, надо постоянно подчеркивать, что влияние внешней политики нашей страны на обстановку в мире значительно и неоспоримо. Во многих странах уважают наш народ и наше правительство.
— В-третьих, необходимость обороны нашей страны надо подчеркивать тем, что ближайшие соседи увеличивают свою военную мощь и имеют коварные планы, касающиеся наших территорий.
Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, главная задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.
Направления и формы организации работы по формированию патриотического сознания воспитанников:
Духовно-нравственное — плановые занятия, просветительские беседы о родном крае, проведение занятий мужества, демонстрация тематических иллюстраций, создание папок передвижек для родителей, изучение макетов бытовых и исторических реконструкций, посещение музейных выставок.
Воспитательно-развивающее — традиционные и календарные праздники, театрализованные развлечения и представления, ролевые и дидактические игры, реконструкции исторических событий или эпизодов.
Культурно-образовательное — беседы с участниками каких-либо исторических, культурных или спортивных событий, познавательные экскурсии, участие в работе военно-патриотического клуба, создание мини-музея старинной утвари и предметов быта, увлекательные туристические походы, посещение художественных выставок, спектаклей, концертов.
Трудовое — посильная работа по благоустройству и облагораживанию территории садика, улиц города, трудовые десанты и «тимуровская» помощь старшему поколению.
Гражданско-правовое — занятия по изучению элементарных основ конституционной культуры и государственной символики.
Спортивно-патриотическое — подвижные игры, спортивные состязания.
Основные тематические блоки программы патриотического воспитания:
Моя семья — воспитанники младшей группы уже начинают воспринимать себя полноценными членами ближайшего круга родственников, воспитывается трепетное и заботливое отношение к близким и родным, ребёнок погружается в мир семейных традиций, знакомится с историей предков, расширяет свои познания о членах семьи (рис. 1.).
Рисунок 1. Моя семья.
Моя малая родина (город, посёлок) — краеведческая информация об истории и достопримечательностях родного края, специализации трудовой деятельности, воспитывается стремление принимать участие в жизни малой родины, преумножать её благосостояние (рис. 2.).
Рисунок 2 — Проект «Моя малая Родина».
Моя Россия — воспитанники знакомятся с масштабами территории, географическими и климатическими характеристиками России, в среднем дошкольном возрасте начинают давать знания о столице государства — городе Москве, гербе, флаге и гимне России и воспитывать уважение к государственной символике. Ребята изучают географию размещения крупнейших городов и регионов страны, у них формируется понимание многонационального характера населения России, закладываются азы терпимого отношения ко всем народам и уважения к самобытным культурным правилам организации жизни (рис. 3.).
Рисунок 3 — Чудеса России
Природная сокровищница России — в младшей группе дети осваивают элементарные представления о растениях на территории детского сада, воспитанникам средней группы по силам познания краеведческого уровня, в старшем дошкольном возрасте дети узнают о географической карте России, изучают реки, озёра, особенности растительного и животного мира (рис. 4.). Воспитывается эстетическое восприятие неповторимой красоты природы, пробуждается поэтическое чувство эмоциональных переживаний, формируются основы экологического сознания и поведения.
Рисунок 4 — Природа России.
Культура родной страны — педагоги формируют у детей начальные представления о народных традициях, праздниках, учат уважать глубинную мудрость (пословицы, поговорки, стихи). На занятиях дети привыкают ценить богатство, замечать красоту устного народного творчества (сказки, былины, декоративно-прикладные промыслы, обрядовые песни) (рис. 5.).
Рисунок 5 — Культура и символика России.
Пространство групп ДО необходимо дополнить зоной нравственно-патриотического воспитания, где дети могут получить информацию, размещённую на специально оформленных стендах с изображениями видов природы, фотографиями достопримечательностей, изделий декоративного-прикладного искусства, уголком государственной символики.
Процесс педагогического сопровождения формирования патриотизма у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия:
Организация взаимодействия ДОО и семьи.
Можно выделить следующие формы работы с родителями:
— индивидуальные консультации – это диалог воспитателя и родителя;
— педагогический совет с участием родителей.
Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей;
— родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи;
— «круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания;
— вечера вопросов и ответов, форма, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей;
— уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей;
— еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых видах деятельности и другую информацию;
— личные блокноты, которые могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Критерии сформированности патриотической позиции
в системе «ДОО – семья, семья – ДОО»
Ф.И.О. ребёнка | Личностно-мотивационная направленность на сохранение культуры и природы России | Знания и умения
применять компоненты патриотического воспитания в повседневной жизни |
Улучшение показателей отношений в семье и к Родине |
Диагностика уровня патриотической воспитанности.
Критерии оценивания:
Степень сформированности уважительного и доброжелательного отношения к своей семье, сверстникам, ближнему социальному окружению, педагогам детского сада, любознательность и живой интерес к истории и традициям своего рода, умение рассказать о своей семье, друзьях.
Уровень знаний о месте проживания (страна, город, улица, дом, квартира), своём детском саде, его местонахождении, назначении основных помещений.
Владение основными знаниями о родном городе, посёлке, его улицах, культурных и общественных учреждениях, транспортном сообщении.
Понимание ценности богатства природной среды родного края, знание особенностей растительного и животного мира, важности бережного отношения к природе.
Знание государственной символики своего региона и страны.
Знание народных традиций, праздников, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества.
Степень развития патриотического самосознания детей.
Высокий:
- воспитанник знает в какой стране, городе, посёлке он проживает, называет улицу, номер родного дома, квартиры, может рассказать где находится детский сад, который он посещает;
- знает всех членов своей семьи, места их работы, имена воспитателей, может рассказать о семейных историях и традициях, о жизни в детском саду, своих друзьях;
- имеет представление об окружающей флоре и фауне, знает редких животных, которые находятся на грани вымирания;
- знаком с особенностями национального костюма, предметами материальной культуры и быта, народными промыслами, достопримечательностями родного края, знает имена людей, прославивших город;
- различает флаг, герб родного региона и страны, знает значение цветовой гаммы национального флага, гимн России (мелодию);
- называет столицу России, может показать Москву и крупнейшие города на географической карте.
Средний:
- ребёнок называет улицу, на которой находится родной дом;
- знает имена ближайших родственников и ближнего социального окружения;
- воспитанник имеет общее представление о малой родине, её природе, достопримечательностях;
- узнаёт государственную символику и мелодию гимна своей страны
Низкий:
- ребёнок имеет скудные знания о родном крае, особенностях природного мира;
- без желания рассказывает о родном городе, посёлке, занятия на темы истории и достопримечательностей родного края не вызывают эмоционального отклика и интереса;
- вопросы педагога вызывают затруднения, без наводящих вопросов и подсказок с ответами справиться сам не в состоянии;
- не может назвать столицу России, не различает герб и флаг государства.
При выборе форм работы с родителями учитывать:
- тип темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
- тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);
- образ жизни семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).
Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию патриотической позиции является воспитание не только нравственного ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.