«Игры и упражнения с шумовыми инструментами
для детей младшего дошкольного возраста»
консультация для продвинутых и творческих родителей
Игра является одним из составляющих для всестороннего развития детей. Именно в игре создаются наилучшие условия знакомства малышей с окружающим миром, предоставляется возможность к общению со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает навыки общения в социуме. Существует много видов игровой деятельности: сюжетно- ролевая, дидактическая, подвижная. Музыкально-ритмические игры являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально- ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. Сейчас уже очень многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной деятельности. Игры с музыкальными инструментами — это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или хорошо».
Музыкальные игры — это творческое развитие, которое служит нескольким важным педагогическим целям:
— развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией. Развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Формировать эмоционально радостные ощущения от активного участия в музицировании.
Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия»- детские музыкальные инструменты. Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Поэтому на начальном этапе обучения первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно- ассоциативного мышления. С их помощью дети могут выражать свои эмоции и применять на деле свой небогатый жизненный опыт.
Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если сломают, то смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, выполняя роль музыкальных игрушек, помогают понять, откуда и как рождается звук.
Шумовые инструменты делятся на две группы:
- Ударные – звуковысотные инструменты (ксилофоны, колокольчики, металлофоны)
- Инструменты без определённой звуковой высоты — ударно-шумовые инструменты (барабаны, трещотки, шуршунчики, ложки)
За время работы с детьми младшего возраста образовалось несколько наиболее востребованных и часто применяющихся шумелок:
- «колокольчик» — горлышко от маленькой пластиковой бутылочки с закреплённым внутри колокольчиком.
- «шуршунчик» — тканевый мешочек (размером 6 на 12см) с наполнителем из шуршащей бумаги.
- «гремелочка» — коробочка из шоколадного яйца, наполненная пуговицами. Резинка проходит через коробочку. Длина петли должна подходить для одевания игрушки на туфелек ребёнка и для ладошки.
- «бутылочка» — бутылочка из- под йогурта «растишка» с крышкой.
- «трещотка» — деревянная дощечка (12 на 20см.) с набитыми на неё брусочками.
- деревянные палочки, деревянные ложки.
Не нужно стремиться к большому количеству вариантов шумелок, главное чтобы они отличались по внешнему виду и способом извлечения из них звука. Безусловно количество инструментов должно быть по количеству детей. Все игрушки оформляются безопасным способом.
Игры с шумовыми инструментами имеют разный уровень сложности, поэтому следует использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания, постепенно усложнять задачи и упражнения.
Примерные игры и упражнения:
- С «Мешочком»
«В лесочке»
Как в лесу в лесочке — сжимают и разжимают мешочек
Белка шла с сыночком
А за ними зайчики — хлопают по мешочку
Прыгали как мячики
«Зима»
Вот пришла к нам зима — нажимают пальчиком
И сугробы она намела — сжимают и разжимают рукой
Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп — катают между ладонями
Весело покатимся и в сугроб — хлопают ладошкой по мешочку.
«Зайка — растеряйка» (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой.)
Зайчик: Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка
Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,
Только со своим подарком с горки кубарем слетел.
Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам
Помогите мне, детишки, всё разложить по местам!
Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху определяют и находят у себя такой же. В конце игры зайка пляшет под музыку, а дети подыгрывают на любом инструменте.
- С «бутылочкой»
под любую весёлую музыку, состоящую из двух частей, дети гремят «бутылочкой»:
1 часть — гремят над головой
2 часть – стучат в ритм об ладошку
«Пирожок»
Раз, два, три, четыре — стучат об ладошку
Тесто замесили — гремят над головой
Раскатали мы комок — катают между ладонями
И слепили пирожок — перекладывают с одной ладошки в другую
Из печи достали — ставят перед собой
Остывать поставили — машут на бутылочку руками
Приходите все сюда — разводят руки
Мы дадим вам пирога – четыре хлопка над головой.
«Тук-тук»
Тук-тук мы стучим — стучат об пол
Мышек разбудить хотим
А теперь потише — тихонько встряхивают бутылочку
Чтоб уснули мыши
- Деревянные палочки «тик-так»
Тик-так тик-так ходят часики вот так – палочки вверху тикают влево-вправо
Туки-так туки-так так колёса стучат — палочка об палочку
Туки-ток туки-ток так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.
- Гремелочка (на резинке)
«Паровоз»
Едет, едет паровоз много шума от колёс — дети идут за педагогом, повторяя звуки за взрослым
Ты теперь не отставай, паровозу подпевай
(стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)
«Медведь и дети» (гремелочка одета на правую ногу)
Игра проводится с ростовой куклой марионеткой
Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал, -медведь гуляет
Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал —сел, спит
Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: —дети подходят на цыпочках
Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (убегают) –топают правой ногой.
«Эхо»
Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.
«День»
Солнце в небе ярко светит, бутылочки
Погулять выходят дети.
Топ-топ-топ-топ.
Во дворе сосульки плачут, —колокольчики
С крыши звонко капли скачут.
Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.
Громко тенькают синички, — тарелочки
В луже меряют водичку,
Тень-тень-тень-тень.
Вы подумайте минутку, — ложки
Это что за время суток?
День, день, день, день.
«Посуда»
(для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)
Вот большой железный чайник — стучат ложкой по чайнику
Очень важный, как начальник.
Вот деревянные ложки — ложки
Голова на тонкой ножке.
Вот пакетик в нём крупа, — шуршат мешочком
Он шуршит раздув бока.
Это тёрка-деревяшка — трещотка и ложка
Очень крупная бедняжка.
Вот фарфоровые блюдца — ложка и блюдце
Громким звоном все смеются
Вот пластмассовый поднос — ложка и перевёрнутый поднос
Он посуду нам принёс.
«Каштаны» (деревянная трещотка и ложка)
Мы бежали по дорожке, — скользящие движения
Нам каштан попал под ножки,
Стали мы с ним танцевать
Раз, два, три, четыре, пять. – стучат играючи.