Загружается

Консультация для продвинутых и творческих родителей «Игры и упражнения с шумовыми инструментами для детей младшего дошкольного возраста»

«Игры и упражнения с шумовыми инструментами

для детей младшего дошкольного возраста»

консультация для продвинутых и творческих родителей

 

Игра является одним из составляющих для всестороннего развития детей. Именно в игре создаются наилучшие условия знакомства малышей с окружающим миром, предоставляется возможность к общению со сверстниками и взрослыми. Ребёнок  учится выражать свои чувства, приобретает навыки общения в социуме.  Существует много видов игровой деятельности: сюжетно- ролевая, дидактическая, подвижная. Музыкально-ритмические игры являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально- ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. Сейчас уже очень многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной деятельности. Игры с музыкальными инструментами — это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь  быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или хорошо».

Музыкальные игры — это творческое развитие, которое служит нескольким важным  педагогическим целям:

— развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией. Развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Формировать эмоционально радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия»- детские музыкальные инструменты. Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Поэтому на начальном этапе обучения первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно- ассоциативного мышления. С их помощью дети могут выражать свои эмоции и применять на деле свой небогатый жизненный опыт.

Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если сломают, то смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, выполняя роль музыкальных игрушек, помогают понять, откуда и как рождается звук.

      Шумовые инструменты делятся на две группы:

  1. Ударные – звуковысотные инструменты (ксилофоны, колокольчики, металлофоны)
  2. Инструменты без определённой звуковой высоты — ударно-шумовые инструменты (барабаны, трещотки, шуршунчики, ложки)

За время работы с детьми младшего возраста образовалось несколько наиболее востребованных и часто применяющихся шумелок:

  1. «колокольчик» — горлышко от маленькой пластиковой бутылочки с закреплённым внутри колокольчиком.
  2. «шуршунчик» — тканевый мешочек (размером 6 на 12см) с наполнителем из шуршащей бумаги.
  3. «гремелочка» — коробочка из шоколадного яйца, наполненная пуговицами. Резинка проходит через коробочку. Длина петли должна подходить для одевания игрушки на туфелек ребёнка и для ладошки.
  4. «бутылочка» — бутылочка из- под йогурта «растишка» с крышкой.
  5. «трещотка» — деревянная дощечка (12 на 20см.) с набитыми на неё брусочками.
  6. деревянные палочки, деревянные ложки.

Не нужно стремиться к большому количеству вариантов шумелок, главное чтобы они отличались по внешнему виду и способом извлечения из них звука. Безусловно количество инструментов должно быть по количеству детей. Все игрушки оформляются безопасным способом.

Игры с шумовыми инструментами имеют разный уровень сложности, поэтому следует использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания, постепенно усложнять задачи и упражнения.

 Примерные игры и упражнения:

  1. С «Мешочком»

«В лесочке»

Как в лесу в лесочке                    — сжимают и разжимают мешочек

Белка шла с сыночком

А за ними зайчики                       — хлопают по мешочку

Прыгали как мячики

 «Зима»

Вот пришла к нам зима           — нажимают пальчиком

И сугробы она намела            — сжимают и разжимают рукой

Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп  — катают между ладонями

Весело покатимся и в сугроб   — хлопают ладошкой по мешочку.

 «Зайка — растеряйка»     (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой.)

Зайчик:  Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка

                Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,

Только со своим подарком с горки кубарем слетел.

Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам

Помогите мне, детишки, всё разложить по местам!

Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху определяют и находят у себя такой же. В конце игры зайка пляшет под музыку, а дети подыгрывают на любом инструменте.

  1. С «бутылочкой»

под любую весёлую музыку, состоящую из двух частей, дети гремят «бутылочкой»:

1 часть — гремят над головой

2 часть – стучат в ритм об ладошку

«Пирожок»

Раз, два, три, четыре    — стучат об ладошку

Тесто замесили             — гремят над головой

Раскатали мы комок     — катают между ладонями

И слепили пирожок     — перекладывают с одной ладошки в другую

Из печи достали          — ставят перед собой

Остывать поставили    — машут на бутылочку руками

Приходите все сюда    — разводят руки

Мы дадим вам пирога – четыре хлопка над головой.

«Тук-тук»

Тук-тук мы стучим      — стучат об пол

Мышек разбудить хотим

А теперь потише   — тихонько встряхивают бутылочку

Чтоб уснули мыши

  1. Деревянные палочки «тик-так»

Тик-так тик-так ходят часики вот так – палочки вверху тикают влево-вправо

Туки-так туки-так так колёса стучат  — палочка об палочку

Туки-ток туки-ток так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.

  1. Гремелочка (на резинке)

«Паровоз»

Едет, едет паровоз много шума от колёс   — дети идут за педагогом, повторяя  звуки за взрослым

Ты теперь не отставай, паровозу подпевай

 (стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)

«Медведь и дети» (гремелочка одета на правую ногу)

Игра проводится с ростовой куклой марионеткой

Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал,  -медведь гуляет

Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал  —сел, спит

Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: —дети подходят на цыпочках

Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (убегают) –топают правой ногой.

«Эхо»

Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют  не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.

«День»

Солнце в небе ярко светит,                    бутылочки

Погулять выходят дети.

Топ-топ-топ-топ.

Во дворе сосульки плачут,                —колокольчики

С крыши звонко капли скачут.

Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.

Громко тенькают синички,                 — тарелочки

В луже меряют водичку,

Тень-тень-тень-тень.

Вы подумайте минутку,                   — ложки

Это что за время суток?

День, день, день, день.

«Посуда»

(для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)

Вот большой железный чайник             — стучат ложкой по чайнику

Очень важный, как начальник.

Вот деревянные ложки                        — ложки

Голова на тонкой ножке.

Вот пакетик в нём крупа,                  — шуршат мешочком

Он шуршит раздув бока.

Это тёрка-деревяшка                        — трещотка и ложка

Очень крупная бедняжка.

Вот фарфоровые блюдца                — ложка и блюдце

Громким звоном все смеются

Вот пластмассовый поднос                — ложка и перевёрнутый поднос

Он посуду нам принёс.

«Каштаны»                      (деревянная трещотка и ложка)

Мы бежали по дорожке,           — скользящие движения

Нам каштан попал под ножки,

Стали мы с ним танцевать

Раз, два, три, четыре, пять.     –  стучат играючи.