Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника»
Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио».
Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей; обеспечивает личностно-ориентированный подход развития ребенка.
Многие родители, не осознавая этого, по собственной инициативе ведут журнал развития своего малыша с самого рождения: его успехи, первые слова, первые шаги, забавные высказывания, смешные рисунки, необычные фотографии, результаты детских шалостей – это всё самое сокровенное и фиксируют в специальном детском фотоальбоме, а потому он не рассчитан на широкий круг посвященных. Это так называемый домашний отчет о развитии ребенка предназначается, как правило, только для домашнего пользования.
Когда малыш становиться старше создается портфолио дошкольника.
Детское портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его развития и воспитания.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной и других.
Портфолио дошкольника это: копилка личных достижений
Портфолио отражает различные успехи ребёнка в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за весь период нахождения в детском саду или в школе.
«Книга о самом себе»
Портфолио включает в себя всевозможные интересы, склонности ребёнка, его знания и умения. Напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.
«Досье успеха»
В нём отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
Цель портфолио дошкольника.
Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальное развитие ребенка, его достижения, открытия за время пребывания ребенка в детском саду.
Задачи портфолио дошкольника.
— Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— Поощрять его активность и самостоятельность;
— Формировать навыки учебной деятельности;
— Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
открывать у ребенка его потенциал, способности.
— Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации общение во время создания портфолио с педагогами, с родителями, со сверстниками.
— Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОО.
Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
При работе над созданием портфолио необходимо соблюдать ряд условий
Условия создания портфолио:
Главное условие – портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
- Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании.
- Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето -весёлая пора» и т. д. ;
- сбор информации о ребенке для презентации дошкольника при переходе в первый класс
- Индивидуализация. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
- Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
- Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Существует три этапа создания портфолио
1 этап: Постановочный
Необходимо определить цель его создания.
Оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики». Оценочно-диагностический портфолио является индивидуальной программой развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится у педагога) (личная папка ребёнка).
Накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника.
Портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе.
2 этап: Поисковый
Сбор информации
Внедряя портфолио в деятельность дошкольной организации, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание.
Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.
3 этап: Заключительный
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательной организации.
Работа над созданием портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
Когда выполнены все условия и определены цели и задачи можно
приступить к выбору вида портфолио:
Виды детского портфолио
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
- Портфолио — раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички.
Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
- Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Структура портфолио
- Четкой структуры создания портфолио не существует.
- Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка.
Первый вариант портфолио
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы.
Раздел 2 «Я расту». Размещаются антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю». Фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть», «Я жду, когда», «Я вижу себя», «Я хочу видеть себя», «Мои любимые дела»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, организаций проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне» В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОО.
Второй вариант
Блок «Какой ребенок хороший», содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: размышления родителей, воспитателей, других детей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям за воспитание ребенка;
Блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о способностях ребенка; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
Блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Взаимодействие с семьей
- Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
- Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в школу, а затем ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.
- Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
- С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать.
- Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Основная функция портфолио для детского сада – сохранить все самые позитивные моменты жизни ребенка, повысить его самооценку, направить его на путь развития своих умений и расширение кругозора. Ведь он не повторится никогда, а открыв эту папочку, всегда можно будет снова в него окунуться.