Мастер — класс для педагогов «Упражнения для развития творческих способностей»
Игра «Перевоплощение».
Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок дает задание своему соседу.
Музыкальное дополнение: по ходу рассказа ребенок должен изображать на подручных предметах звуки, которые мог бы издавать предмет, в который он превратился.
Упражнение «Изобразите по-своему».
Изобразите как можно больше предметов, используя пластику своего тела.
Музыкальное дополнение: рисуем музыку (цветопись). Звучит любая музыкальная композиция.
Упражнение «Иллюстрирование книги».
Для иллюстрирования мы взяли сказку «Морозко».
Инструкция: «Давайте представим себя художниками и нам необходимо сделать иллюстрации к данной книге».
Музыкальное дополнение: во время выполнения задания звучит соответствующая, характеру сказки, музыка.
Упражнение «Представь и услышь».
Инструкция: «Вы знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит, и так далее. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить:
представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик;
бьющееся стекло и т.д.»
Музыкальное дополнение: Придумайте свой звук и опишите его.
Упражнение «Сказочный лес».
Инструкция: «Представьте, что мы с вами находимся в сказочном лесу. Давайте, выполним композицию на тему «Сказочный лес» из различных материалов: цветной и бархатной бумаги, открыток и различных картинок из старых журналов, картона и тому подобное».
Музыкальное дополнение: во время данного упражнения звучит музыкальное сопровождение «Звуки природы».
Игра «Скажи в рифму».
Зачитывается стихотворение или загадка, а дети в рифму должны договорить подходящее по смыслу слово.
Загадки:
- Угадайте, что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это … (Сова).
- Шапки белые надели
Нынче яблони и ели,
И машины и дома —
Это к нам пришла … (Зима).
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это … (Снегири).
- Они обычно для шитья,
У ежа их видел я,
Бывают на сосне, на елке
И называют их … (Иголки).
- Грызть дрова — простое дело!
Я опилочек поела,
Сок древесный попила
Кто такая я? (Пила).
- Пахучие ветки
Принес я из тени:
Лиловые, белые
Ветки … (Сирени).
Стихотворение «Пирог» Д. Хармс.
Я хотел устроить бал, Я ждал, пока хватило сил,
И гостей к себе … (позвал). Потом кусочек … (откусил).
Купил муку, купил творог, Потом подвил стул и сел
Испек рассыпчатый … (пирог), И весь пирог в минуту… (съел).
Пирог, ножи и вилки тут — Когда же гости подошли,
Но что-то гости … (не идут). То даже крошки … (не нашли).
- Всех на свете он добрей,
Лечит он больных … (зверей),
Он известен, знаменит — это доктор … (Айболит).
- Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (крокодил).
- Самовар поет, гудит.
Только с виду он … (сердит).
Музыкальное дополнение: попробовать придумать на одно из четверостиший мелодию. Попросить ребенка спеть его.
Игра «Дорисуй».
Каждому участнику группы выдается лист, на котором изображено 20 карточек. Каждая карточка — какая-то геометрическая фигура. Схем 5, но каждая из них расположена на листке 4 раза в разных проекциях. Инструкция: «Превратите фигурку в любой образ, картину, сюжет. Для этого нужно дорисовать ее, придумать название. Изображения на карточках не должны повторяться».
Музыкальное дополнение: упражнение проводится несколько раз. Каждый раз звучит музыка, отличающаяся по характеру от предыдущей.
Упражнение «Фантастический образ».
Инструкция: «Необходимо выполнить фантастический образ животного, используя различные материалы: обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее. Образ должен быть оригинальным».
Музыкальное дополнение: во время упражнения звучит произведение К.Сен-Санса «Карнавал животных».
Упражнение «Путешествие в сказку».
Инструкция: «Возьмите любую тему из предложенных и сочините на нее одну из сказок: «Щенок на уроке», «Мой друг бурундук», «Волшебная парта». Проиллюстрируйте свою сказку».
Музыкальное дополнение: рассказ должен сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. То есть каждое действие героев должно иллюстрироваться с помощью звуков.