Загружается

Мастер-класс для воспитателей«Русские народные хороводы и хороводные игры»

Мастер-класс для воспитателей«Русские народные хороводы и хороводные игры»

(Слайд 1) В рамках работы по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» хочу поговорить о русских народных хороводах и хороводных играх.

Как известно, все народное – просто, доступно, интересно, не требует специального игрового оборудования.

(Слайд 2) Значение хороводов для детей дошкольного возраста

Хороводы и игры – верные помощники в организации детей.

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений.
  • Развивают воображение, фантазию.
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с русскими народными традициями и обычаями.

Владимир Иванович Даль в «Большом толковом словаре русского языка» трактует хоровод так  — круг, собрание молодёжи обоего пола, на вольном воздухе, для пения с плясками.
https://muz-ruk-mkdou31.edumsko.ru/folders/post/870009

(Слайд 3) Хоровод как жанр русского народного танца

  • Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена. Водя хороводы, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы. Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней. Вариаций хороводов существует великое множество, их фигуры, мотивы и сюжеты различаются в зависимости от природных, климатических условий, особенностей быта и труда разных регионов России.
    (Слайд 4)
  • Начальной и основной фигурой любого хоровода является круг.
  • В традиционном хороводе количество танцоров не имеет значения, оно может быть любым, в нем принимают участие все желающие. Однако минимальное количество человек должно быть трое.
  • Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах.
  • Движения хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод.

В связи с этим, текст имеет первоначальное значение, и он диктует танцевальный рисунок хоровода в целом.

(Слайд 5) Хороводы и игры можно разделить на 3 группы:

1) Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы.

В хороводах «Ленок», «А мы просо сеяли», «Мак» представлен процесс выращивания и обработки этих культур.

2) Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения («Бояре», «В хороводе были», «Ой, вставала я ранёшенько»)

3) Хороводы, в которых нашли выражение патриотические чувства народавоспеваются родные места. («Земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла»)

Показ видео хоровода «Цепочка» в исполнении ансамбля «Березка».

(Слайд 6) Какие вы знаете русские народные пословицы о хороводах?

(Слайд 7)

— С сумой ходить не хороводы водить.

— Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

— Хороводничать, не цепом молотить!

— Хоровод заведёшь – песню споёшь, а придёт пора – работать пойдёшь.

Скажите, от чего зависит размер хоровода, его ширина?

а) От количества человек.

б) От сцепления рук.

Выходят 3-5 воспитателей.

(Слайд 8) Руки в хороводе держали по-разному:

1) не держась за руки.

(плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу.

3) взявшись за руки вверху.

4) взявшись за спиной у пояса.

5) положив ладони на плечи друг другу.

Образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

Существуют различные хороводные фигуры, так сказать танцевальный узор, рисунок.

Выходи честной народ на веселый хоровод!

Выходят все воспитатели.

(Слайд 9) Хороводные фигуры,  доступные для дошкольников.

«Круги» (Диск «Как у наших у ворот» И. Каплунова, И. Новоскольцева)
Чаще всего используется простой круг или двойной круг, а иногда и тройной.

Участники хоровода делятся на 2 группы.

Внешний и внутренний круги – ходили в одну или в разные стороны, смотрели друг на друга или в разные стороны.

Звучит музыка, оба круга смотрят друг на друга, но идут в разные стороны.

 «Улитка» (Песня «Заплетися, плетень» сб. «Как у наших у ворот» И. Каплунова, И. Новоскольцева, ст. 37)

Для её создания, в одном месте хоровода руки расцепляются, и ведущий начинает закручивать его вовнутрь. Постепенно образовывается 2-3 круга, далее хоровод раскручивается.

Звучит музыка, ведущий закручивает хоровод.

(Слайд 10)  «Змейка»
Это линейно – волнистое движение, с постепенно уменьшающейся амплитудой.

Звучит музыка, ведущий начинает движение, выстраивает фигуру.

И ещё одна фигура, казалось бы совсем не хороводная-

«Сторона на сторону» (Игра «Плетень» сб. «Музыкальные игры и пляски в детском саду, Учпедгиз1963г. ст. 240)

Участники хоровода выстраиваются в две (реже в четыре) шеренги лицом друг к другу. В процессе хоровода, то сближаются, то расходятся.

Звучит музыка, шеренги поочерёдно сходятся и расходятся.

Все садятся на места.

А теперь перейдем к хороводным играм.

Начинать играть в русские народные хороводные игры можно с детьми двух лет. В играх с младшими дошкольниками петь (или читать «хороводный» речитатив) приходится взрослому, малыши же повторяют движения по тексту хоровода.

Назовите русские народные хороводные игры.
«Каравай», «Пузырь», «Карусель», «Заря – заряница», «Сиди, сиди, Яша».

 (Слайд 11)  Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой.
1) построение фигуры
2) распределение ролей
3) знакомство и заучивание текста
4) знакомство с движениями
5) отработка элементов
6) репетиция
7) непосредственно игра

Предлагаю разучить новые хороводные игры, в которые можно играть в группе, на улице в летний период. (Раздать распечатки.)

(Слайд 12) «Игра с Солнцем»

В центре круга – «Солнце» (На голову ребенку надеть шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» — «Солнце» догоняет детей.

(Слайд 13) Игра «Заря-заряница»

Выбираются водящий, он стоит вне круга. Играющие идут хороводом, держась за ленточку карусели, и поют.
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Раз, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!

На последние слова водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны, обегают круг. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель. Оставшийся становится водящим. Игра повторяется. («Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко, 1995, ст. 132)

(Слайд 14) Игра «Дубок»
Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) и, не разрывая рук, показывают движения.
У нас рос дубок.
Вот таков,
Вот таков!
Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается.
Корень да его —
Вот так глубок,
Вот этак глубок!
Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола.
Ветки да его —
Вот так высоки,
Вот этак высоки!
Руки поднимают вверх и покачивают ими.
Листья да его —
Вот так широки,
Вот этак широки!
Хоровод расходится, расширяется.
В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящего, а сам становится в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, ясеня. И тогда петь будут именно про это дерево.

(Слайд 15) Спасибо вам за внимание, за активное участие в хороводах. Давайте чаще играть в русские народные игры, водить наши родные хороводы, тогда дети их будут знать, любить и уважать прошлое русского народа.