Мастер – класс по теме:
«Компиляционный подход в развитии гибкости
детей старшего дошкольного возраста
в музыкально – ритмической деятельности»
Цель:
Повышение профессионального уровня педагогов, передача опыта, познание нового посредством активной деятельности участников.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой. Вовлечь коллег в игровое общение с коллегами. Способствовать сплочению коллектива педагогов.
Формировать положительное отношение к коллегам.
Ведущий:
Отгадайте загадку:
Дети номер показали
Просто на «отлично»!
Все под музыку плясали
Дружно и ритмично.
Что ребята исполняли
В праздник в музыкальном зале? (Танец)
Известно, что дети очень любят танцевать. Танец – это хорошее средство эмоциональной отзывчивости на музыку. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, формируют правильную осанку, развивают мышцы.
Во многих видах танцевальной деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений; экономнее использовать силу, быстроту и на этой основе достичь наилучших практических результатов.
Доказано, что развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования физических качеств. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипед гибкость облегчает его усилия, бережет мышцы от чрезмерного напряжения.
Важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности использовать их; управлять им. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились всегда. Опыт моей работы показывает, что негибкий ребенок тратит большее количество энергии и поэтому утомление наступает у него быстрее. Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепащённость, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Гибкость делает движения грациозными, изящными, пластичными и выразительными. Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, его движения предельно точны и рациональны, а это ускоряет любую деятельность.
Доказано, что люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус, а это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движений. В то же время форсированное развитие гибкости в дошкольном возрасте без укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать нарушение осанки и разболтанность в суставах. Поэтому актуальным является подбор оптимальных методов и приемов, направленных на развитие гибкости дошкольников.
Одним из наиболее эффективных приемов для развития гибкости является использование музыкального сопровождения.
Еще Платон говорил: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души».
Как показывает практика, использование музыки значительно повышает эффективность занятий по развитию гибкости. Опыт моей работы показывает, что сочетание движений с музыкой дает наибольший результат в развитии гибкости и, как следствие, остальных психофизических качеств. Ведь гибкость – это единственное качество, развивая которое, мы развиваем и четыре остальных – быстроту, ловкость, силу, выносливость. Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки нужно иметь определенный запас движений. Музыкально — ритмические движения воспитывают чувство ритма, выразительность движений, способствуют преодолению нарастающего утомления и помогают избежать однообразия.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка;
- укрепить костно-мышечный аппарат и мышечный корсет; формировать правильную осанку;
- формировать у детей умение чувствовать и понимать зависимость между ритмом, тактом мелодии и характером и выразительностью движений.
- накопление музыкально – двигательного опыта
- развиватьумение самостоятельно создавать новые движения на основе имеющегося музыкально – двигательного опыта
Для решения поставленных задач можно использовать формы работы с детьми такие как, занятия, и индивидуальная работа. В работе придерживаться принципов, таких, как принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации, так и на специфических принципах:
— принцип компиляции
— непрерывность процесса, последовательность в проведении занятий с музыкой и физическими упражнениями;
— чередование нагрузок и отдыха, построение четкой системы и последовательности воздействий;
— постепенное наращивание тренирующих воздействий.
Считаю, что важно реализовывать дифференцированный подход с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка в соответствии с медицинскими показаниями. Практика работы показывает, что для успешного воспитания гибкости важна сознательная деятельность детей, их готовность к выполнению нагрузки. Именно такую возможность и предоставляет мне
использование музыкального материала. Ребенок принимает образ, диктуемый музыкой, проникается им. Это позволяет сделать движение осознанным, приносящим детям радость и удовлетворение и как следствие, работу по развитию гибкости более эффективной и результативной.
Систему работы нужно выстраивать на основе поэтапного обучения. Упражнения на растяжку вводятся планомерно, с постепенным увеличением нагрузки, с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
1 этап — отбор упражнений, определение их места в организованной двигательной деятельности детей;
2 этап — обучение детей статическим упражнениям, подведение детей к их использованию в самостоятельной двигательной деятельности;
3 этап — закрепление и совершенствование навыка выполнения упражнений; подведение детей к творческому использованию статических упражнений.
В качестве средств развития гибкости можно использовать специальные упражнения, включающие медленные движения, пружинистые движения и маховые движения. Эти упражнения носят как игровой, так и соревновательный характер. Составление комплексов упражнений осуществляется по анатомическому принципу:
- Упражнения для мышц плечевого пояса и рук;
- Упражнения для мышц туловища;
- Упражнения для мышц ног и брюшного пресса.
Музыкальное сопровождение рекомендуется с учетом его воздействия на организм и психику ребенка, учитывая специфику физкультурного занятия вообще и характера используемых упражнений в частности. В данной работе лучше использовать музыку простую по форме и содержанию, удобную для выполнения, доступную восприятию ребенка, вызывающую у детей хорошую моторную реакцию, т. е. музыку, комплекс выразительных средств которой соответствовал бы содержанию упражнений и помогал их выполнению.
Так, например, для развития подвижности суставов можно использовать упражнения со следующим музыкальным сопровождением:
- для плечевого и локтевогосуставов:«Мельница», «Замочек», «Птичка» — музыкальное сопровождение А. Вивальди «Зима», П. Чайковский «Вальс цветов», Г. Свиридов «Метель»
- дляразвития гибкости позвоночника:«Змея», «Рыбка», «Складочка» — П. Чайковский «Подснежник», К. Сен – Санс «Лебедь», «Аквариум»
- дляразвитиятазобедренного и коленного суставов: «Бабочка», «Цапля», «Лягушка»,«Медуза» — Н. А. Римский – Корсаков отрывок из оперы «Садко», А. Вивальди «Весна», Ф. Шопен «Вальс № 7».
Игровой стретчинг — это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
Упражнение «Деревце».
Результативность деятельности по развитию у детей гибкости, пластичности, выносливости через использование игрового стретчинга, достигнутая посредством построения воспитательно-образовательного процесса с использованием игр, упражнений, оптимальна. Исходя из этого можно сделать вывод о перспективности использования игрового стретчинга с целью достижения более высокого уровня развития у детей гибкости, пластичности и выносливости, что позволит им в дальнейшей жизни быть крепкими и здоровыми.
Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Она обеспечивает творческое развитие личности каждого ребенка используемая в музыкальной деятельности.
Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.
Ежедневные наблюдения за детьми позволяют выделить способных, одаренных детей, с которыми можно проводить углубленную работу, включающую элементы акробатики (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Для того чтобы проследить динамику развития гибкости звеньев опорно-двигательного аппарата, рекомендуется проводить специальные тесты в начале и в конце года. Систематическое проведение работы по развитию гибкости на интересном материале с использованием музыкально-ритмических движений, создает три маленьких чуда:
1- дети становятся сильнее, более ловкими, гибкими, красивыми;
2- у них формируется правильная, красивая осанка;
3- у детей появляется любовь к движениям, желание достичь любых высот.
Мастер – класс подготовила
Ушакова Н. Б.