Музейная страничка
« Композиторы любимых фронтовых песен»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохраненное, предшествующими поколениями,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом» С. Михалков.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, и гордость за свой народ. Нужно ли рассказывать детям о войне? В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная страничка истории Великой отечественной войны рассчитана на детей дошкольного возраста. Дети — будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в них чувство гордости за свое Отечество, школу, семью, сопричастность к прошлому и настоящему своей Родины.
С памятного дня Великой Победы 9 мая 1945 года минуло 75 лет. За это время выросло несколько поколений, для которых, Великая Отечественная война — далекая история. И все что мы знаем о войне, обязаны передать нашим детям. Трудно, конечно, объяснить дошкольникам всю глубину и масштабность этого события, всю боль потерь и утрат переживших войну людей. Но мы должны, мы все просто обязаны донести до душ и сердец подрастающего поколения разрушительный смысл слова «война», не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне, чем и кем мы должны гордиться, о ком помнить!
Они были разными людьми. Людьми разных национальностей и разных талантов. Но все они были музыкантами, мечтали о большой карьере, славе, аплодисментах… Им было немного лет, и жизнь представлялась длинной. А оказалась совсем короткой. В преддверии Дня Победы мы поименно вспоминаем композиторов, которые не успели написать главное сочинение своей жизни…
Цель:
Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
- Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музейных страниц музыкального кабинета.
- Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности.
- Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.
- Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Направлением деятельности музейной странички, является информирование — освоения исторической первичной информации.
Знакомство и освоение информации, включающее в себя получение дополнительных знаний в процессе музейной коммуникации.
Приблизить детей к истории возникновения военных песен.
Материалы и оборудование:
Музыкальный кабинет, музыкальный зал, проектор.
Музейная страничка состоит:
Стенд «Они приближали победу» о героях ВОВ.
Панорама боевого сражения
Фотографии композиторов Великой отечественной войны и выступлений композиторов – авторов военных популярных фильмов.
Форма проведения, участники:
Возраст воспитанников: от 6- 7 лет.
Описание применения материала в учебно-воспитательном процессе:
Дошкольники на встречах с музейными страничками чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а на музейных страничках не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно переставлять экспонаты, фотографии брать их в руки и рассматривать. Можно исполнять музыкальные произведения, «аккомпанировать» на музыкальных инструментах. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая музыкальная страничка — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним…
«Катюша»
Рождение песни
«Катюша» — одна из самых известных военных песен, на самом деле, была создана в предвоенные годы. У нее довольно непростая история создания, но очень счастливая судьба. Этой незатейливой песенке удалось покорить почти весь мир. «Катюша» — легендарная военная песня, как ни странно это звучит, была создана еще до войны.
Все началось с того, что уже знаменитый поэт Михаил Исаковский придумал четверостишие – то самое всем известное начало песни: «Расцветали яблони и груши…» Но дальше стихи не складывались, поэтому Исаковский решил отложить работу над ними до лучших времен. Вскоре он познакомился с композитором Матвеем Блантером.
Композитору очень понравились начальные строки будущей песни и, после нескольких бессонных ночей, он сочинил ставшую легендарной мелодию.
По настоянию Блантера, Исаковский продолжил работу над текстом. Впервые песня прозвучала в ноябре 1938 году в Колонном зале Дома Союзов. Ее первой исполнительницей стала молодая певица Валентина Батищева, которую трижды вызывали на «бис». Позднее «Катюшу» исполняли Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Эдуард Хиль и Анна Герман. Совсем по-иному зазвучала песня в военные годы. Бойцы не только знали наизусть ее текст, но и складывали все новые и новые варианты. Катюша в них сражалась на фронте, ждала своего солдата, становилась медсестрой или партизанкой… Многие воспринимали Катюшу как реальную девушку и даже писали ей письма. Именем Катюши прозвали реактивные минометы, приводившие в ужас фашистов.
В одном из вариантов легендарной песни фигурировала некая Катя Иванова. Как выяснилось впоследствии, у Кати Ивановой был реальный прототип – красивая девушка из Кубани, которая добровольцем отправилась на фронт и сражалась под Сталинградом. После окончания войны Екатерина Андреевна сохранила рукописный вариант текста песни о Кате Ивановой с припиской, что эти стихи посвящены ей.
После войны своя «Катюша» появилась в Израиле и даже в Китае.
Вот так этой простой, казалось бы, незатейливой песенке удалось покорить жителей самых разных уголков мира.
Матвей Исаакович Блантер — советский композитор. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени. Герой Социалистического Труда.
Матвей Блантер родился 28 января (10 февраля) 1903 год в Почепе в еврейской семье, в которой было четверо детей. Родители: отец — купец Исаак Борисович Блантер (ум. 1924), мать — актриса Татьяна Евгеньевна Вовси, родственница С. М. Михоэлса и М. С. Вовси.
Окончил Курское музыкальное училище. В 1917—1919 годах учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки у А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920—1921). В 1920—1921 годах — заведующий музыкальной частью, театральный композитор эстрадно-артистической студии «Мастерская H. M. Форрегера». В 1930-х годах работая в Магнитогорском театре, появились суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе». Песни сразу же вошли в репертуар Л. О. Утёсова, Л. А. Руслановой. Русланова одна из первых спела шедевр Блантера, знаменитую «Катюшу» (1938, сл. М. В. Исаковского). Органическое взаимопроникновение героики и лирики получает развитие в песнях военных лет. Одна из первых «До свиданья, города и хаты» (ст. М. В. Исаковского) написана 23 июня 1941, с ней уходили на фронт новобранцы. На фронте и в тылу, наряду с довоенной «Катюшей», звучали песни Блантера: «Моя любимая» (ст. Е. А. Долматовского, 1942), «Огонек», «В лесу прифронтовом» (обе на ст. М. В. Исаковского,1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (обе на ст. К. М. Симонова,1944), «Под звездами балканскими» (ст. М. В. Исаковского, 1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны). В 1945 написана «Враги сожгли родную хату» (ст. М. В. Исаковского), исполненная на эстраде через 15 лет Марком Бернесом (1960). Лирическая песня «Катюша», написанная на стихи М. В. Исаковского в 1938 году, стала поистине народной и одним из символов Великой Отечественной войны. В последующем мелодия «Катюши» стала вообще одним из символов России, мелодия и сама песня исполняется повсеместно, как в России, так и во многих зарубежных странах.
Михаил Васильевич Исаковский — русский советский поэт, поэт- песенник, прозаик, переводчик. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат двух Сталинских премий первой степени.
Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне Угранского района Смоленской области) в бедной крестьянской семье. Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. В 1921—1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву. Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Под звёздами балканскими» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина». В 1926 году М. В. Исаковский, будучи редактором газеты, помогает своему молодому талантливому земляку А. Т. Твардовскому.
В 1927 году выходит первый сборник стихов поэта «Провода в соломе», которые понравились Максиму Горькому. В результате сотрудничества с В. Г. Захаровым песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Наиболее известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». По словам Александры Пермяковой, современного руководителя хора им. Пятницкого, эти песни сделали хор знаменитым.
«Священная война»
Рождение песни
«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность.
Песня известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!». Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты, не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.
Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве.
Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова и имела широкий успех, как в СССР, так и на зарубежных гастролях.
Александр Васильевич Александров – советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.
Автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.
Александр Александров родился 1 (13) апреля 1883 года в селе Плахино (ныне — Захаровский район, Рязанская область, Россия) в крестьянской семье. В 1898 году окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Санкт-Петербурга. В 1909 году продолжил учёбу в Московской консерватории, которую окончил в 1913 году с большой серебряной медалью по классу композиции у С. Н. Василенко, а в 1916 году — по классу пения у У. Мазетти. С 1918 года — преподаватель (сольфеджио, полифония, дирижёрское и хоровое мастерство), в 1926—1929 — вёл хоровой класс на инструкторско-педагогическом факультете, в 1932—1934 — заведующий хоровой кафедрой, с 1940 — декан дирижёрско-хорового факультета, с 1942 — декан объединённого дирижёрско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории (с 1922 года — профессор). Одновременно, с 1936 года — художественный руководитель Ансамбля песни и пляски ЦДКЖ, с 1937 — инициатор создания и художественный руководитель Ансамбля песни и танца Московского городского дворца пионеров и октябрят (ныне Ансамбль песни и пляски имени В. С. Локтева).
Во время войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др. В 1943 году на основе своего «Гимна партии большевиков» создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И. В. Сталиным. С 2000 года мелодия лежит в основе Гимна России.
Василий Иванович Лебедев-Кумач — русский советский поэт и автор слов многих популярных советских песен.
Родился 24 июля (5 августа) 1898 года в Москве в семье бедного сапожника Ивана Никитича Кумача и портнихи Марии Михайловны Лебедевой.Бесплатно, на стипендию выделенную историком-медиевистом П. Г. Виноградовым, учился в 10-й Московской гимназии. По окончании в 1917 году гимназии с золотой медалью поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но окончить его не смог из-за революции и гражданской войны.
Работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА». Позднее работал в различных периодических изданиях: газеты «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета»; журналы «Красноармеец», «Крокодил» (1922—1934). Писал для эстрады и кино.
Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения»[7]: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», 1936 год; музыка И. О. Дунаевского), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 год, музыка И. О. Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937 год), «Священная война» («Вставай, страна огромная…», 1941 год), музыка А. В. Александрова).
«Смуглянка»
Рождение песни
В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому. Напомним молодому поколению, что речь идет о легендарном революционере, сделавшем невероятную карьеру от уголовника-рецидивиста до командующего дивизией и члена ЦИК СССР, высшего органа государственной власти. Яков Захарович и Анатолий Григорьевич написали сюиту о молдавских партизанах периода гражданской войны. Одной из семи композиций стала основанная на бессарабском фольклоре песня «Смуглянка» о девушке из партизанского отряда. Но до она не исполнялась. Более того, ее судьба могла сложиться печально, ведь затерялось даже переложение для фортепиано.
К счастью, у авторов сохранились черновые наброски произведения. Они пришлись кстати, когда с Анатолием Новиковым связался Александр Васильевич Александров, худрук Краснознаменного ансамбля. Ему нужны были композиции для новой программы. «Смуглянка» пришлась по душе Александрову, и он включил ее в репертуар коллектива. В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.
Яков Захарович Шведов — русский советский писатель и поэт-песенник.
Яков Шведов родился 9 (22) октября 1905 года в деревне Пенья (ныне Конаковский район, Тверская область) в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1936 году поэт создаёт знаменитую песню «Орлёнок» на музыку композитора В. А. Белого к спектаклю МАДТ имени Моссовета «Хлопчик» драматурга М. Н. Даниэля. С началом Великой Отечественной войны управлением Юго-Западного фронта направлен фронтовым корреспондентом газеты «За победу». «Наш окопный поэт» — прозвали Якова Шведова однополчане. Именно на фронте заканчивает автор работу над ещё одной песней, позволившей ему войти в историю русской советской художественной культуры — «Смуглянка» на музыку А. Г. Новикова.
Анатолий Григорьевич Новиков — советский композитор, хоровой дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Родился 18 (30) октября 1896 года в Скопине (ныне Рязанская область). Окончил Московскую консерваторию. В 1918—1920 годах — дирижёр хора при Отделе народного образования Скопина. В 1921—. В 1924—1926 годах — руководитель художественной самодеятельности в клубе Военной академии имени М. Фрунзе в Москве. В 1920х годах — руководитель самодеятельных хоров, в том числе армейских. Начал сочинять музыку с 1917 года. Автор более 600 песен на слова советских поэтов, посвящены патриотической, гражданской теме — историческим событиям, героям Гражданской и Отечественной войн, партизанскому движению, борьбе за мир, демократическому движению молодёжи, в том числе «Смуглянка» (1940), «Эх, дороги…» (1946), «Россия» (1946), «Гимн демократической молодёжи мира» (1947), а также музыкальных комедий («Василий Тёркин» и др.).
«Синенький платочек»
Рождение песни
В первый год войны ансамбль, которым руководили Клавдия Шульженко и Владимир Коралли, дал в частях Ленинградского фронта пятьсот концертов. В сентябре 1939 г. (в ряде воспоминаний есть ссылки и на 1940 г. ) во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», которым руководили композиторы Генрих Гольд и Ежи Петерсбурский.
В программе коллектива было много хороших песен и танцевальных мелодий, среди которых скромно прозвучал вальс, сочиненный Ежи Петерсбурским в Днепропетровске. Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале набросал несколько строк в своем блокноте слушая нежную мелодию вальса: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч… » После концерта композитор и поэт встретились. «Синий платочек» очень понравился Ежи Петерсбурскому. И уже через несколько дней песню, полный текст которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау. Тут же возник и народный вариант «Синего платочка». Его слова всем хорошо известны: Двадцать второго июня ровно в четыре часа Киев бомбили.… Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году.
Как это произошло? Клавдия Ивановна Шульженко хорошо знала песню с текстом Галицкого. Милая мелодия, простенькие слова. Возможно, эта песенка не стала бы столь популярной, если бы не молодая певица… Как-то артистка со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал Максимов, – Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом». Предложение взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако отказать Клавдии Ивановне не смог и работал над текстом всю ночь. «Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, – говорила потом певица, – у каждого из защитников нашей Родины есть своя родная женщина, самая близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу». Так появились новые строки: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих!»
Михаил Максимов — участник Великой Отечественной войны. Военный корреспондент
Летом 1941 г. в составе 1-й горнострелковой бригады участвовал в боях за Шимск, Новгород, Чудово. В 1942 г. – сотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта.
Лейтенант Михаил Максимов не был профессиональным поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца. На службу в армейскую газету Максимова направили после ранения под Новгородом. Автор стихов знаменитой песни «Синий платочек».
В годы войны эта песня стала не просто любимой и популярной. Синий платочек стал символом порушенной мирной, довоенной жизни; задушевные слова песни рождали гнев в солдатских сердцах и заставляли бить врага с удвоенной силой. Летчики-истребители писали на фюзеляжах своих самолетов: «За синий платочек!». Этот призыв помещали танкисты на броне своих машин и артиллеристы на стволах орудий. Но фронтовой песня «Синий платочек» стала не сразу. До войны это был милый, скромный вальс, сочиненный бежавшим от фашизма польским композитором Ежи Петерсбурским. Фронтовой вариант песни прозвучал на Волховском фронте в апреле 1942 года. Здесь Клавдия Шульженко впервые исполнила «Синий платочек» с новым текстом, который написал сотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов, защитник Новгорода.
Песня впервые прозвучала 12 апреля 1942 года на концерте для военных летчиков в депо ст. Волхов. Первые слушатели наградили певицу и поэта невиданным во фронтовых условиях подарком – куском торта и стаканом клюквы с сахаром!
Через неделю песню знал весь Волховский фронт, через несколько месяцев – вся страна, на передовой и в тылу.
Ежи Петерсбурский — польский дирижёр и композитор. В России наиболее известен как автор музыки танго «Утомлённое солнце» и вальса «Синий платочек».
Родился 20 апреля 1895 года в музыкальной еврейской семье. Отец будущего композитора, Якоб Петерсбурский был певцом. Мать, Паулина — пианистка.
Сам Ежи уже с четырёх лет весьма недурно управлялся с фортепиано. Учился в Варшавской консерватории под руководством профессора Антония Сыгетыньского. Продолжил оттачивать свою фортепианную технику в Венской Академии Музыки.
Среди самых знаменитых танго Петерсбурского — и танго «Последнее воскресенье» на слова Зенона Фридвальда, появившееся в 1936 году и впервые исполненное Мечиславом Фоггом; это танго приобрело особую популярность в СССР, где в конце 1930-х гг. были исполнены и записаны по меньшей мере три его версии (с различными русскими текстами), из которых в историю вошла версия джаз-оркестра Александра Цфасмана «Утомлённое солнце».
В сентябре 1939 года по мобилизации, в связи с нападением Германии на Польшу, Ежи Петерсбурский был призван в армию. Получив советское гражданство и став Юрием Яковлевичем Петерсбурским, он возглавил в конце 1939 года Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР в составе 25 человек, почти полностью набранный из бывших польских подданных. Для своего коллектива Ежи и написал вальс «Синий платочек». Статус Государственного джаз-оркестра Белоруссии был вскоре передан оркестру Эдди Рознера, а Петерсбурский с началом Великой Отечественной войны вступил в формировавшуюся польскую армию Владислава Андерса, вместе с которой в 1942 году покинул Советский Союз.
«Казаки в Берлине»
Рождение песни
…Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту. «Вдруг послышался цокот копыт, — рассказывает поэт Цезарь Солодарь, — мы увидели приближающуюся конную колонну… Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, — продолжает Цезарь Солодарь, — но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула: «Давай, конница! Не задерживай!».
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!». Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке.
Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни.
В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассах, которым они очень понравились.
По их предложению стихи были «усилены» лихим припевом:
Казаки, казаки!
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня «Казаки в Берлине» была написана за один день — 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна.
Цезарь Самойлович Солодарь ( 14 [27] августа 1909, Винница — 15 ноября 1992, Москва) — советский писатель, публицист и драматург. Автор стихов знаменитой песни «Казаки в Берлине» на музыку Дмитрия и Даниила Покрассов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).
Родился 14 (27) августа 1909 года в Виннице. В возрасте 16 лет начал работать в печатных изданиях. В 1930 году окончил юридический факультет КИНХ.
Во время советско-финской войны был сотрудником газеты «На страже Родины», во время Великой Отечественной войны — военным корреспондентом ряда центральных изданий. Именно Ц. С. Солодарь передал корреспонденцию о капитуляции Германии. Работал в нескольких изданиях, в том числе, в газете «Советский спорт». Литературную деятельность начал в жанре поэзии. Автор комедий, водевилей, стихов, рассказов, либретто для произведений Д. Б. Кабалевского, публицистических произведений.
Братья Покрасс — Самуил Покрасс, Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс — советские композиторы, которым принадлежат популярные романсы и песни советских времён, красные марши «Красная Армия всех сильней» («Белая армия, чёрный барон…»), «Марш Будённого» («Мы — красные кавалеристы»), а также музыка к большому количеству кинофильмов.
Даниил и Дмитрий Покрассы — крупнейшие советские композиторы-песенники, основоположники революционной музыкальной эстетики. Особенно прославились сочинением ярких, бравурных, летучих маршей («Марш Будённого», «Марш танкистов», «Москва майская», «Три танкиста», «Конармейская», «Если завтра война», «Праздничная», «Казаки в Берлине» и т. д.), эти мелодии популярны далеко за рубежом Советского Союза. Музыка братьев Покрасс наполнена эффектными мелодическими ходами, имеет мощное побуждение к созидательной деятельности, несёт бодрящее, светлое, возвышенное, оптимистическое настроение. Исполнение маршей Покрассов духовыми оркестрами производит неизгладимое впечатление.
Основные темы творчества Покрассов — революция, обновление мира, молодость и ярость, интенсивное и успешное строительство новой жизни, воспоминание о героизме и блестящих победах первых армий Советского правительства в Гражданской войне, рождение и воспитание нового человека, защита Родины, непобедимая мощь Красной Армии.
«Землянка»
Рождение песни
Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда».
В конце осени 1941 года оборонявшая Истру 78-я стрелковая дивизия 16-й армии получила наименование 9-й гвардейской, в связи с чем Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов «Красноармейской правды» осветить это событие; среди прочих поехал и Сурков. 27 ноября журналисты сначала посетили штаб дивизии, после чего отправились на командный пункт стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино. По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей 10-й танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Немцы заняли соседние дома. Тогда начальник штаба полка капитан И. К. Величкин пополз к зданиям, закидывая противника гранатами, что вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, все отошли к речке и переправились через неё по ещё тонкому льду — под возобновившийся миномётный обстрел — к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон. Когда Сурков добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…» После прихода в деревню штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими — настолько, что, по воспоминаниям Суркова, начальник штаба Величкин, сев есть суп, после второй ложки заснул, так как не спал четыре дня. Остальные устроились около печки, кто-то начал играть на гармони, чтобы снять напряжение. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи.
Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней). В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда» в Москве, где также начал работать Сурков, зашёл композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и отдал композитору — по собственным словам, уверенный в том, что ничего не получится. Однако через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке». Присутствовавшие одобрили композицию, а вечером Савин, попросив текст, исполнил песню сам: мелодия запомнилась с первого исполнения. Работавший во «Фронтовой правде» писатель Евгений Воробьёв скопировал ноты и текст и вместе с Михаилом Савиным принёс их в редакцию «Комсомольской правды». Там они исполнили песню (Воробьёв пел, а Савин аккомпанировал); она понравилась слушателям и была опубликована в номере газеты от 25 марта 1942 года.
Вскоре песня пошла по фронту. Её исполняли солдаты, фронтовые творческие коллективы, в том числе она вошла в репертуар знаменитой Лидии Руслановой.
Алексей Александрович Сурков — русский советский поэт и литературный критик, общественный деятель, педагог. Журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий. Батальонный комиссар.
Алексей Александрович Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский.
В 1918 году добровольцем ушел в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против повстанцев А. С. Антонова. В 1934—1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР.
В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага»; после этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…» Вернувшись в Москву, он написал своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней) и отослал его текст жене (которая тогда вместе с дочерью находилась в эвакуации в городе Чистополь) в солдатском письме-треугольнике.
Константин Яковлевич Листов — советский композитор, автор более 800 песен, оперетт, музыки к спектаклям.
Родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в Одессе в еврейской семье.
Родители были артистами цирка (отец — гимнаст, мать — балерина) и семья часто переезжала с места на место. С пятилетнего возраста учился музыке (на мандолине) и сам выступал на арене. С детства полюбил море; позднее он много песен посвятил морю и морякам. В 1917 году окончил музыкальное училище.
В 1918—1919 годах служил в 32-м пулемётном полку РККА, участвовал в боях на Царицынском фронте; в это же время его отец был военкомом пулемётного полка, а мать — военным комиссаром госпиталя.
В 1919 году был направлен руководством реввоенсовета Десятой армии на учёбу в Саратовской консерватории по классу фортепиано и композиции И. А. Розенберга и Л. М. Рудольфа; окончил консерваторию в 1922 году. Одновременно работал пианистом и дирижёром в Саратовском театре миниатюр.
С 1930-х годов началась слава Листова как первоклассного композитора-песенника. Он был также великолепным пианистом, выступал с концертами. С 1938 года был дирижёром в Московском театре оперетты.
«День Победы»
Рождение песни
Непременный знаковый атрибут торжеств по поводу 9 мая — Дня Победы в Великой Отечественной войне не только в России, но и странах СНГ.
Строевая песня в Советской и Российской армии, парадный марш. В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением создать песню, посвящённую Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Великой Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса Харитонов передал свои стихи соавтору. Тухманов очень быстро написал музыку, и песня успела прозвучать на последнем прослушивании конкурса. Её исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко. Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Прослушивание песни вызывало болезненно острую реакцию старших коллег Тухманова, против песни прозвучали резкие высказывания, о чём вскоре стало известно на Гостелерадио.
По воспоминаниям современников, причина была в музыке и её авторе. Если поэт Харитонов был фронтовиком, ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие), то композитор Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам. В те времена музыкальную политику государства определяло руководство Союза композиторов — в основном это были пожилые люди. Возраст в 30 лет тогда считался «незрелым». По мнению руководства Союза композиторов, а также теле — и радионачальников, Тухманов не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба. Хотя Тухманов уже создал хиты «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец», «Песенка про сапожника», «Я люблю тебя, Россия», «Гуцулочка», «Мой адрес — Советский Союз», «Как прекрасен этот мир» и многие другие, у него ещё не было никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола.
Давид Фёдорович Тухманов –
советский и российский композитор, пианист, клавишник, автор музыки ко многим популярным советским песням. Народный артист Российской Федерации. Лауреат Государственной премии РФ и премии Ленинского комсомола.
Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Отец, Фёдор Давидович Тухманов (армянин по национальности) — инженер; мать, Вера Карасёва — музыкант, композитор.
Начал занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в музыкальную школу 10-летку им. Гнесиных по классу фортепиано; его первой учительницей была Е. Эфрусси. Работать в жанре песни начал в 1960-е годы. Позже перешёл к написанию цикла патриотических песен, из которых известными стали «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Мы — большая семья» и другие.
1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова.
Владимир Гаврилович Харитонов — русский советский поэт, автор стихов более чем тысячи песен, самая знаменитая из которых — «День Победы». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973).
Владимир Харитонов родился 24 июня 1920 года в Москве.
Во время Великой Отечественной войны воевал в пехоте, конном взводе и водолазных частях. Был ранен.
В 1946—1948 годах учился в МГИМО. В 1950 году закончил два курса Литературного института им. М. Горького.
Многие песни были написаны на стихи Харитонова уже после его смерти — «Но всё-таки лето», «Не забывай», «Что-то было» Давида Тухманова, «Пусть будет так», «Наша тайна» Стаса Намина, «Надо бы нам», «Упрямая девчонка», «Ну что случилось?», «Споры-разговоры», «Что прошло, то прошло», «Ты не любила», «Мы друг друга нашли», «Где и когда», «Верю и не верю» музыкантов группы «Круг» Александра Слизунова, Игоря Саруханова и Владимира Васильева, «Цветные звуки» Юрия Антонова и др.
Харитонов — лауреат десяти международных премий. Выпустил 20 сборников стихов и песен. В 1973 году стал единственным поэтом-песенником, удостоенным звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».