Загружается

Музыкально – литературная гостиная «Чародейка – зима» для двух старших  групп

Музыкально – литературная гостиная

«Чародейка – зима»

для двух старших  групп

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия). 

Действующие лица:

Ведущие  — педагоги групп.

Слайд «Музыкально – литературная гостиная «Чародейка – зима»

Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Дети заходят в зал и рассаживаются на места.
Слайд №1 « Зимний лес» А. С. Пушкин

Ведущий:

 Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Ребёнок:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама,
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Ведущий:

Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки — и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели.
Слайд № 2 « Декабрь».

Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Какая эта музыка? Что можно увидеть?  Ответ детей.
А. Пушкин « Зима»

Слайд № 3 « Тройка»

Ребёнок:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Слайд № 4 « Зимушка – зима»
Ведущий:

Мы знаем не только стихи, но и песни о зиме. Сейчас мы их исполним

Исполняется песня « Зимушка»
Ведущий:

Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Ребята нам об этом расскажут:
Слайд № 5 « Снежок» Н. Некрасов

« Снежок» Н. Некрасов

Ребёнок:

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы,
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Слайд № 6 «Снежинка»

Константина Бальмонт «Снежинка»
Ребёнок:

Светло-пушистая, снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною, легко проносится,
Не ввысь лазурную, на землю просится.
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается, звезда кристальная.
Лежит пушистая, снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!
Слайд № 7 « Январь».

Сергей Козлов  «Я люблю тебя, Январь!»

Ребёнок:

Я люблю тебя, Январь!

Для меня ты месяц лучший —

Молодой, большой, скрипучий,

Золотистый, как янтарь

Солнце, снег, огонь, мороз —

Пламя белое берёз!

Догоняй меня, лови!

На коньках помчусь — засвищут

Под ногами соловьи!
Татьяна Агибалова « Январь»

Ребёнок:

Посмотрите, во дворе

Все деревья в серебре.

Пляшет белая метель

В новогодний первый день.

Отшумели праздники,

Говорят проказники:

“Старый год немного жаль,

А на улице январь!”
Агния Барто «Дело было в январе»

Ребёнок:

Дело было в январе,

Стояла ёлка на горе,

А возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперёд

И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на ёлке и молчат —

Обманули волка.

Дело было в январе —

Подумал он, что на горе

Украшенная ёлка.
Музыкальный руководитель:
Какие звуки можно услышать зимой? Ответ детей: скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.

 Слайд № 8 « Вьюга»

Проводится музыкально – дидактическая игра « Звуки зимы». Звучат звуки зимы. Дети угадывают их.

Ведущий:

Полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это танец.
Сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». П. И. Чайковского. Этот вальс из  балета «Щелкунчик». А вы придумаете танец с нашими снежинками.

Исполняется танец — этюд со снежинками.
Слайд № 9 « Зима». А. Вивальди.

Звучит фрагмент музыки, ребёнок читает стих на её фоне:

Ребёнок:

Зашумела, разгулялась,
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялась пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем,
Ждет краса-подруга.

Слайд № 10 «Февраль»

Ребёнок:

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти — не придти

И весну не привести!..

Ребёнок:
Не жесток февраль, не верю.

Он в начале, лишь крутой.

А к весне откроет двери

И умчится на покой.

А сегодня так морозно…

Лыжи я с собой возьму.

За просёлком осторожно

Их надену – быть тому…

И к берёзовой я роще

Быстрым шагом побегу.

За спиной рюкзак не тощий:

В нём и булка, и рагу.

Угощу лесных я братьев,

Им устрою пир горой.

Для меня большое счастье

Старшей быть для них сестрой.

Т. Керстен «Белокрылые метели»

Ребёнок:

Белокрылые метели

Завывают в феврале.

Звери сильно похудели

В тесной норке и в дупле.

Мы поможем им немножко:

Хлеб в кормушку принесём.

По заснеженным дорожкам

В задремавший лес придём.
Ведущий:

В это время года за окном вьюжит метель, стоят морозные деньки. А нам самое время отгадать зимние загадки:

Загадки для детей по очереди:

  1. На дворе — горой, а в избе – водой.

Слайд № 11 « Снег»

  1. Это что же за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?

Слайд №12 « Елочка»

  1. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют: не боится он простуды – с первым снегом тут как тут!

Слайд № 13 «Снегирь»

  1. Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной.

Слайд № 14 « Сосульки»

Ведущий:
После бури всегда наступает затишье. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.

Слайд № 15 « Камин»

Звучит фрагмент арии И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песни, слушали музыку великих композиторов. Вот какая наша русская зима! Мы благодарим всех, кто посетил нашу музыкальную зимнюю гостиную.

Слайд № 16 « Зима»

Под музыку « Кабы не было зимы» дети выходят из зала.