Загружается

Музыкально-литературная гостиная «Осенняя мелодия»

Музыкально-литературная гостиная «Осенняя мелодия»

Цель: Обогащать мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Воспитывать любовь к русскому искусству.

Действующие лица:

Ведущие – педагоги групп

Родители

Дети старшей  группы под музыку вбегают в зал и садятся на места, дети подготовительной группы исполняют танец с листьями. Садятся на места.

Слайд № 1 « Осенняя мелодия»

Ведущий 1:

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы открываем двери нашей музыкальной гостиной. И приглашаем вас в волшебный мир музыки, красок и стихов. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый, прекрасный мир чудес и волшебства. Слушайте и смотрите!

Звучит музыка «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского

Ведущий 1: (говорит на фоне музыки)

Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде‚ в разноцветном‚ расписном!
И раздвинутся вдруг стены‚ вся земля видна вокруг:
Плывут звуки в речке пенной‚ тихо дремлет лес и луг.
Вдаль бегут лесные тропки‚ тают в дымке голубой.
Это музыка торопит и зовет нас за собой.
Вслед за нею можем сразу в дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок, у весны среди зимы…
Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде, в разноцветном, расписном!

Слайд № 2 « А. С. Пушкин»

Ведущий 2:

Под чарующие стихи и музыку П.И. Чайковского мы попали в волшебное царство природы, немного печальное, но очень красивое время года. Не только композиторы, но и художники, и поэты воспевают осень в своих произведениях. Композитор — звуками, художник — красками, поэт — словом. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Вот как писал русский поэт А.С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые зимы угрозы …

Слайд № 3 « Осень»

Ребёнок:

Задрожали листья, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшись, злая

Рвёт, и мечет, и воет в лесу.

Ребёнок:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, —

Дождь из листиков и я.

Ребенок:

Невидимкой осень,
В гости к нам приходит.
И не слышны осени шаги.
Желто-красной кистью,
По ветвям проводит –
Все заметят осени следы.
Красные рябины,
Желтые березы,
На ветру листвою
Весело шумят.
Покраснела клюква,
И брусника тоже,
Им румянит щечки
Осени рука.
Астры поднимают
Гордые головки,
Осени кивают –
Рады, что пришла!
Исполняется песня « Осень, ты к нам пришла» (Подготовительная группа)

Ведущий 1:

В продолжение осенних образов я загадаю вам загадки:
Загадки:
1. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, пыль поднимает. (Ветер)
2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
3. Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, то прятаться начнут. (Дождь)
Ведущий:

Правильно, это ненастье: и дождь, и ветер, и тучи. И даже в такую погоду нам на месте не сидится, мы можем потанцевать и повеселиться.

Слайд № 4 « Дождь»

Проводиться игра « Перепрыгни лужи» (Старшая группа)

Слайд № 5 « Приметы осени»

Ведущий 2:

Какие приметы осени вы знаете? (Дети называют). Замечательно! Наши ребята про них прочитают красивые стихи.

Ребенок:

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорожку упадет.

Ребёнок:
Это первая примета:
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины,
В нитях белой паутины.
Потемнеют облака,
Станет пасмурней река.

Ребёнок:
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны,
Лягут влажные туманы,
А потом, уж жди не жди, —
Моросящие дожди.
Ведущий:

У каждого времени года есть свои месяца.  Какие? (Ответ детей) Вот сейчас мы о них и поговорим, да рассмотрим картины великих художников.

Слайд № 6 « Сентябрь» художника…Педагог комментирует картину

Ребёнок:

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Ребёнок:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Исполняется песня « Осенняя» (Старшая группа)

Слайд № 7 « Октябрь» художника… Педагог комментирует картину

Ребёнок:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Ребенок:

Закружилась в небе осень,
Над полями, пашнями,
Ярко-сказочной жар-птицей
Солнце разукрасило.
В лес далекий полетела,
Осветила озеро,
И вода в нем заблестела
Перламутром розовым.
И роняла птица перья,
Над поляной светлою.
На деревьях засверкали
Листья самоцветные.

Ведущий 2:
Осень время года необычное. Оно такое разное. То светлое и ясное, то серое и мрачное,
Но в нашей музыкальной гостиной места грусти нет. И сейчас вы услышите музыку дождя в исполнении юных музыкантов.

Исполняется музыкальная композиция с листочками.  (Подготовительная группа)

Проводиться игра « Помоги белке собрать грибы»

Слайд № 8 « Ноябрь» художника… Педагог комментирует картину

Ребенок:

Уходит осень золотая,
На смену ей идет другая:
Серебряная осень.
С грустным шумом сосен,
С черными тропинками,
С голыми осинками,
С первыми снежинками,
С ночным холодком,
Да с хрустящим ледком.

Ребенок:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван.
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий 1:

Давайте сейчас создадим осенний пейзаж, расскажем осенний репортаж, (раздаются атрибуты  детям подготовительной группы и взрослым) 
• Вы будете соловьем (свистеть в свистульку)
• Вы будете осенним ветром (шуршать пакетом) 
• Вы будете кукушкой -2 шт. (звукоподражание «ку-ку, ку-ку»)
• Вы будете дятлом -2 шт. (стучать ритмическими палочками) 
• Вы будете заблудившейся коровой (звукоподражание «му-у,му-у»)
• Вы будете заблудившейся овечкой (звукоподражание «бе-е,бе-е,бе-е»)
• Вы будете пастушком (звенеть колокольчиком)
• Вы будете волком (звукоподражание «у-у-у-у»)
• Вы будете дождиком -3 шт. (звукоподражание «кап-кап-кап»)
• Вы будете вороной -3 шт. (звукоподражание «кар-кар-кар»)
(Ведущий объясняет правила репортажа)
Я буду читать текст, а ваша задача украсить его разнообразными звуками.
Слайд № 9 « Осенняя зарисовка»

Ведущий 1:

Завершается лето…Небо становится серым, но ещё в памяти свежи трели соловья (поёт соловей — свистеть в свистульку) и кукование кукушек (кукуют кукушки – звукоподражание «ку-ку, ку-ку»). Осень как бы приостановилась. Опять после летней разлуки прилетели в город вороны (каркают вороны — звукоподражание «кар-кар-кар»). Они занимают свои зимние квартиры: карнизы, крыши, чердаки. Лишь кое-где в лесу ещё слышится стук дятла (стучать ритмическими палочками), да звон колокольчика (звенеть колокольчиком). Нарушает эту трогательную осеннюю картину заблудившаяся овечка (звукоподражание «бе-е,бе-е,бе-е»). Словно отвечая ей, протяжно мычит корова (звукоподражание «му-у,му-у»). Корова наслаждается последней зелёной травкой. Ветер срывает листву и разбрасывает вокруг (шуршание пакета). Осеннюю распутицу, бездорожье создаёт осенний холодный дождь (звукоподражание «кап-кап-кап»). Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой одинокого волка (звукоподражание «у-у-у-у»), который предчувствует скорый приход холодов.
Аплодисменты! Спасибо всем за создание чудесного, весёлого осеннего пейзажа.

Ведущий 2:
Красавица осень прощается с нами,
То солнца улыбкой, то злыми дождями,
Холодного утра туманным рассветом,
И птиц вдаль летящих, прощальным приветом
Печальным ноктюрном, звучащим все тише,
То ветром, гуляющим ночью по крыше,
И лесом, что сбросил цветные наряды,
Забыв, как кружили его листопады.
Уходит красавица, слез не скрывая,
Притихшую землю опять покидая.
Грустит, но зима уже здесь на пороге,
И первым снежком засыпает дороги.
Воспитатель 1:

Ну, вот и пролетели мимо нас все три месяца осени, и природа приготовилась к встрече зимы. Нашу встречу хотелось бы закончить такими словами:

Звучит «Мелодия» А. Рубинштейна на её фоне  воспитатель читает стихотворение:

Стоят леса полупустые, грустя по птичьим голосам,

Слова, роняя золотые, проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки.

Уже прохладна синева, уже висят на паутинке

Её прощальные слова.

Дети и взрослые под тихую музыку  выходят из зала.