Загружается

Научная статья «Теоретические подходы к ИКТ – компетентности педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении»

Краткая аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические подходы к ИКТ – технологии педагогических работников в дошкольных образовательных организациях. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании.

Описываются новые требования к педагогам условиях быстрой информатизации образовательного процесса, отраженные в основных государственных стандартах. Рассмотрены   инструменты аттестации педагогов по готовности педагогических работников повышать ИКТ – компетентность в условиях требований ФГОС.

Приведен материал, отражающий формы, методы и приемы использования ИКТ, способствующих повышению ИКТ – компетенции педагогического состава образовательной организации.

Ключевые слова:

Информационные и коммуникационные технологии/ икт- компетенция/ образовательный проект/ современная образовательная среда / процесс информатизации / компетентный человек

 

Теоретические подходы к ИКТ – компетентности педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении.

 

В настоящее время в российской системе образования продолжают реализовываться проекты, связанные с информатизацией общества, которые находят отражение в увеличении количества образовательных учреждений, оснащении современным материально-техническим оборудованием, повышении персонального уровня компетентности педагогических работников, а также разработкой новых продуктов, форм, методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Процесс информатизации образования происходит на различных уровнях: от федеральных отраслевых целевых программ до муниципальных и внутриорганизационных инициатив, но несмотря на это, содержание понятие «информационная компетентность» в научно-исследовательских источниках по-прежнему неоднозначно.

Вопросы об основных подходах к определению понятия «ИКТ-компетентности» в условиях информатизации образования рассматривают в своих научных исследованиях И.В. Склярова, А.Л. Семенов, В.И. Петрова, Г.С. Вяликова и др.

Структурные компоненты основного термина исследования непрерывно связаны с такими понятиями как «компетенция», «компетентность», «человеческая компетентность, информация о которых отражена в трудах М.Н. Ивановской, Г.С. Вяликовой, а также представителей зарубежных исследований: V. Markovac, N. Rogulja, N.Magen-Nagar, E. Firstater, L. Leo, Jr.Codilla, B. Codilla и др.

Научные исследователи отмечали необходимость включения дисциплин в разные уровни образования по формированию умений по работе с информацией, с применением ИКТ для того, чтобы будущие специалисты соответствовали современным вызовам образования и применяли цифровые компетенции в образовательном процессе.

В противном случае возникают профессиональные дефициты, которые негативно отражаются на формировании знаний и умений воспитанников, в том числе и на образовательную область организации в целом.

Авторы полагают, что определение ИКТ-компетентности включает в себя уверенное владение всеми составляющими «ИКТ-грамотности», обозначая последнюю как «использование цифровых инструментов взаимодействия, технологий для получения доступа, управления, интеграции и оценки определенной информации» [Бурмакина, Зелман, Фалина, 2007, с.14].

О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева объясняют термин как «способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий» [Шилова, Лебедева, 2004, с.95-100].

В рамках вышеуказанных аспектов рекомендуется реализация трех подходов к информатизации образовательного учреждения, которое напрямую связано с профессионально-личностным развитием педагогов, осваивающих информационно-коммуникационные технологии:

«Применение ИКТ» — выдвигает требования к педагогу по повышению эффективности учебной работы посредством организации помощи обучающимся в использовании ИКТ;

«Освоение знаний» — требует от педагогического работника способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания образовательных программ, применения полученных знаний для решения комплексных задач из окружающей действительности;

подход «Производство знаний» включает в себя требования к способности педагогов помогать детям, получающим образование, а также гражданам и действующим работникам, производить знания, необходимые для гармоничного развития общества [ЮНЕСКО, 2014].

В качестве основной нормативно-правовой документацией данной темы служат:

  • ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Профессиональный стандарт педагога;
  • Единый квалификационный справочник должностей и др.

Применение информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений в образовании, что подтверждает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.29, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО).

В условиях быстрой информатизации образовательного процесса к педагогам выдвигаются новые требования, отраженные в основных государственных стандартах.

Так, педагог в современных условиях должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательного взаимодействия с детьми разного возраста; применять современные технологии, электронные образовательные ресурсы; вести электронную документацию; владеть основами работы с текстовыми редакторами.

UNESKO ICT Competency Frame work for teachers выделили шесть основных аспектов в структуре компетенций: понимание роли ИКТ в образовательном пространстве; учебная программа и оценивание; педагогические практики; технические и программные средства ИКТ; организация и управление образовательным взаимодействием; профессиональное развитие.

Вместе с этим, на теоретико-методологическом уровне есть противоречия в содержании термина «ИКТ-компетентность» и его использованию в образовательном пространстве.

Так, было выделено несколько синонимичных формулировок: «информационная компетенция»;

  • «информационная компетентность»;
  • «ИКТ-компетентность»;
  • «ИКТ-компетенция», что позволило подтвердить актуальность данной темы.

Противоречие социально-педагогического уровня:

между требованиями общества и образовательных учреждений к высокому уровню ИКТ-компетентности педагогических работников и недостаточной сформированностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих совершенствование ИКТ-компетентности педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях.

Противоречие научно-теоретического уровня:

между актуальной необходимостью теоретического обоснования создания организационно-педагогических условий повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и недостаточным уровнем теоретического определения и апробации результативных организационно-педагогических условий повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Противоречие практико-методического уровня:

между актуальной необходимостью в определении методических путей по созданию организационно-педагогических условий для повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и недостаточным количеством данных работ.

Если организационно-педагогические условия повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования включают в себя:

  • достаточное материально-техническое оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • внутриорганизационную систему мотивации;
  • кадровое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса;

То это будет способствовать повышению ИКТ-компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и проявится в позитивной динамике таких показателей, как:

  • мотивации педагогов на повышение персональной результативности (участие в конкурсах профессионального мастерства и мероприятиях различного уровня, выбор темы опыта работы с включением ИКТ-компонента и др.);
  • наличии собственных методических разработок педагогов, созданных с помощью цифровых инструментов (методические пособия, игры и др.);
  • включении в планирование взаимодействия с педагогами в рамках годового плана дошкольного учреждения мероприятий по повышению ИКТ-компетентности;
  • повышении персонального уровня ИКТ-компетентности педагогов;
  • формировании цифровых компетенций у дошкольников.

Теоретико-методологическая обоснование:

  • концепции ИКТ-компетентности педагогических работников в трудах Н. Хомского, Г.С. Вяликовой, Г.Б. Паршуковой, и др.
  • исследования по проблеме развития ИКТ-компетентности педагогов в условиях образовательной организации в работах D.Branekova, Е.К. Хеннер, А.Л. Семенов, А.А. Елизаров, И.В. Роберт, Т.А. Лавиной, П.Р. Мурадовой и др.
  • идеи создания организационно-педагогических условий повышения ИКТ-компетентности образовательных учреждений представлены в трудах В. В. Обухова, Е.Е. Сартаковой, Г.П. Матюкевич, М.А. Горюновой, Л.В. Кочегаровой, Н.Н. Дворовенко и др.

Научная новизна данной темы заключается в том, теоретический подход обоснован к развитию ИКТ-компетентности педагогов, основанный на целенаправленном преобразовании организационно-педагогических условий в ДОУ, реализуя критерии ИКТ-компетентности педагогов и показатели эффективности организационно-педагогических условий.

Теоретическая значимость:

  • уточнено понятие «ИКТ-компетентность педагога» с учетом требований «Профессионального стандарта педагога», методических рекомендаций ЮНЕСКО и теоретических концепций, что оказало положительное влияние на профессиональное сопровождение педагогов в рамках внутриорганизационной системы взаимодействия образовательного учреждения;
  • выделены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования, что углубило теорию процесса профессионального непрерывного образования на рабочих местах;
  • определены организационно-педагогические условия повышения ИКТ-компетентности педагогов, обеспечивающие эффективность реализации разработанной модели, что расширило спектр работы методической службы ДОУ.

Практической значимостью будет являться разработанная модель управления развитием ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования может быть использована административно-управленческими кадрами разного уровня системы дошкольного образования (информационно-методическими центрами, методическими службами ДОУ, заместителями руководителей ОУ, заведующими и др.).

В методических рекомендациях ЮНЕСКО в виде матрицы предлагается рассмотреть компоненты специфики процесса повышения ИКТ-компетентности педагогических работников, к ним относятся: политика, подготовка педагогов, педагогические практики, оценивание, организация школы, ICT.

Отмечается, что стратегии использования предложенной матрицы могут использоваться образовательными учреждениями дифференцированно с учетом материально-технической обеспеченности, уровня экономического и социального развития, образовательной инфраструктуры, содержания учебных программ, качеством подготовки педагогических работников.

Рекомендации ЮНЕСКО позволяют адаптировать профессиональное развитие и повышение ИКТ-компетентности педагогов к современным условиям [ЮНЕСКО, 2014].

Рассмотрим предлагаемые инструменты аттестации педагогов по готовности педагогических работников повышать ИКТ – компетентность в условиях требований ФГОС:

  • карты комплексной диагностики профессиональной компетентности, среди параметров которой есть показатели оценки трудовых функций, необходимых умений, знаний в области ИКТ;
  • дорожная карта по индивидуальному сопровождению педагога, рассматривая педагогические условия формирования и реализации исследуемой компетентности в условиях образовательного учреждения [Магасумова, Коптелова, 2016, с.2-12];
  • анкета для определения уровня ИКТ-компетентности, материал которой позволяет провести качественный анализ полученных результатов на основе мотивационного, когнитивно-деятельностного, коммуникативно-технологического, рефлексивного компонентов ИКТ-компетентности [Пьянкова, 2014, с.2-5];
  • модель управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении, позволяющая равномерно распределить функционал между работниками, предотвращая эмоциональное выгорание, конфликтные ситуации и возможность удовлетворения потребностей каждого педагогического работника, нуждающегося в восполнении персональных профессиональных дефицитов [Липкина, Мухиденова, Амирхамзина, 2021, с.36-42];
  • совместная проектная деятельность с педагогами через тьюторское сопровождение, подгрупповые формы взаимодействия, семинары и конференции, фестивали педагогических идей, сетевые сообщества [Липкина, Мухиденова, Амирхамзина, 2021, с.36-42] и др.

Формат которого позволяет педагогам на демонстрировать полученные компетенции и оперативно внедрять их в профессиональную деятельность (Канянина, Круподерова) и т. д.

В.Б. Клепиков предлагает в качестве инструмента отслеживания результатов педагогических работников в процессе повышения ИКТ-компетентности в рамках внутриорганизационной системы диагностическую карту, разделенную на три вышеуказанных компонента, включающую в себя бальную систему и формат анкетирования.

Показатели, полученных в результате использования данной карты позволят распределить педагогических работников на условные группы по следующим уровням: некомпетентность, непрофессиональный (бытовой), профессиональный (базовый), профессиональный предметный, профессиональный корпоративный [Клепиков, 2016].

Таким образом, в процессе изучения концепций и подходов были определены основные ИКТ-компетенции педагогических работников, к которым выдвигаются требования со стороны федеральных законов.

Административные команды образовательных учреждений предлагают планирование мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогических работников в рамках внутриорганизационной системы через разнообразные формы работ: семинары, консультации, практикумы и пр.

В качестве инструментов, контролирующих уровень ИКТ-компетентности педагогов предлагаются диагностические карты, диагностики, дорожные карты, а также иные формы с использованием технологий.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  • Аббасова Л.И. Сущность управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-2. С. 4-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-upravleniya-povysheniem-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 14.11.2023).
  • Архипова Т.Н. Повышение компетентности педагогов доу в условиях ФГОС // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №29. С. 143-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kompetentnosti-pedagogov-dou-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 17.11.2023).
  • Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность // Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. 2007. 56 с. URL: https://ifap.ru/library/book360.pdf (дата обращения: 14.11.2023).
  • Вяликова Г.С., Плужникова Ю.А., Плеханова М.В. Общепедагогическая ИКТ-компетентность как новый образовательный феномен // Сегменты социально-педагогической сферы: коллективная монография. Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2019. С. 84-117.
  • Клепиков В.Б. Диагностика ИКТ-компетентности и ИКТ-квалификации педагога в свете требований профессионального стандарта // Нижегородское образование. 2016. №3. С. 142-149. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=30527 (дата обращения: 14.11.2023).
  • Магасумова Г.Ф., Коптелов А.В. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №2 (27). 12 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-k-vvedeniyu-professionalnogo-standarta-pedagog-v-obrazovatelnoy-organizatsii-upravlencheskiy-aspekt (дата обращения: 14.11.2023).
  • Мухиденова Ж.А., Липкина Н.Г., Амирхамзина Р.Г. Пути и способы управления методической работой в ДОО // Научный журнал. 2021. №6 (61). С. 36-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sposoby-upravleniya-metodicheskoy-rabotoy-v-doo (дата обращения: 14.11.2023).
  • Пьянкова, Т. Анкета для определения уровня овладения ИКТ-компетентности педагогов ДОО / Социальная сеть работников образования. 2014. 5 с. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-opredelenija-urovnja-ovladenija-ikt-kompetenci-pedagogov-dou.html (дата обращения 19.11.2023).
  • Шилова О.Н. Лебедева М.Б., Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. С. 95-100.
  • Юсупова Д. А. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО/ Франция, Париж. 2011. 95 с. // Вестник КазГУКИ. 2014. №3. 3с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-ikt-kompetentnosti-uchiteley-rekomendatsii-yunesko-frantsiya-parizh-2011-95-s  (дата обращения: 14.11.2023).