Загружается

Обобщение опыта

 

 

Департамент  Образования  Администрации города Тюмени

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное

Учреждение детский сад № 62

« Одна из грубейших ошибок – считать,

 что педагогика является наукой о ребенке,

 а не о человеке» Я. Корчак.

Обобщение опыта по теме:

«Поиск новых путей в организации работы с родителями

по воспитанию гражданина и патриота своей страны,

формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности»

 

Музыкального руководителя

Ушаковой  Натальи Борисовны

                                                                                             город  Тюмень 2017

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                        Теоретическое обоснование темы                                                         

                                                                     «Только тот, кто любит, ценит и уважает

 сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

      Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Произошедший в 90-е годы общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения не только в дошкольном детстве, но и в развитии всей нашей страны. В духовной, патриотической, жизни страны образовался вакуум, поменялись жизненные приоритеты, возросла неустроенность, и незащищённость значительной части населения страны, в первую очередь детей. Актуальность проблемы заключается в том, что современные родители мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Почти нормой, считается уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком. Однако эти трудности не являются причиной приостановки патриотического воспитания.  Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

По результатам социологического опроса среди современной молодёжи была определена шкала жизненных ценностей: здоровье- 47%, счастливая семейная жизнь-21%, патриотизм-17%, любовь-10%, материальное обеспечение-5%. Как видим, проблема становления ценностного отношения к родной стране остаётся одной из наиболее острых и на сегодняшний день. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё» (Теодор Рузвельт).

Чувство патриотизма многогранно  по  своему  содержанию: это и любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.     В проекте Национальной доктрины образования в Российской  Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость ».

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Я уверенна, что всё начинается с семьи. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа  по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна  без участия родителей.

 «Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, берущее своё начало в национализме. Представления о патриотизме связаны с трепетным отношением к своей Родине. Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом-это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём… Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это тоже самое, что бездомный человек». Патриарх Алексий II.

Исходя из вышеизложенного, мне видится проблема формирования патриотических чувств  в следующем: как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с правильной стороны.

К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Ушинский, — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

                                      Цели и задачи

Родина – это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям – матери, отцу, к своему дому, улице, на котором живёшь, родному городу, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.

В законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Именно в семье складываются первые представления ребёнка о добре и справедливости, ответственности и долге.    Воспитание  патриотических чувств ребёнка, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Все выше изложенное определило ведущее направление моей работы с родителями.

«Поиск новых путей в организации работы с родителями по воспитанию гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности»

Реализация данного направления  возможна при определении цели и следующих задач:

Цель – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно – этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

В соответствии с целью работы решались следующие задачи:

  1. Помочь родителям в формировании духовно – нравственных отношений и чувств к культурному наследию своей семьи, своего народа.
  2. Определение роли родителей в воспитании у детей нравственно – этических понятий: «Отечество, патриот, гражданин».
  3. Определение форм и средств воспитания детей в семье.
  4. Повышение педагогической культуры родителей, расширение их  педагогического кругозора.                                                                         

5.Увлечение родителей в проведении семейных праздников с использованием семейных традиций,

сплочение семьи ребёнка общими интересами к одному делу.

 

                           Программно – методическое обеспечение

  1. Программа «Быть достойным» И. В. Соловьевой, Л. Д. Захаровой, где системный принцип подхода, предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений семьи о патриотических чувствах в разных видах музыкальной деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

духовное начало, интегрированные свойства личности и чувств.

  1. Программа О. П. Нагель « России верные сыны»
  2. Методические разработки Н. В. Сагдеевой « Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу», где фундаментом работы стала необходимость поиска интересных форм работы с семьёй.
  3. Пособие « Недаром помнит вся Россия…» Е. А. Гольцовой, где главной задачей является:

дать общее представление о форме пластических музыкальных зарисовок, где патриотизм выражается не только в слове, но и не вербально, в движении, жестах, мимике.

  1. Проектные пособия « Герои дней воинской славы», «Нам этих дней не позабыть», «Дорогами войны», где эффективным средством являются развлечения, так как они обогащают жизнь детей и родителей новыми впечатлениями, вызывающие радостные эмоции, развитие речи, творческие и музыкальные способности, закрепление знаний.

                                                      

                       Организация среды развития 

                          Педагогически грамотное оформление

предметно-развивающей среды – это труд,

требующий больших усилий и времени.

     Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления ребенка, способствует проявлению разносторонних способностей. Реализация любой образовательной программы требует от педагога организации в зале и кабинете своеобразной материальной среды. Создание условий для музыкального  развития ребенка – первостепенная задача взрослого. Понимая важность деятельностного подхода в развитии личности ребенка, предметно-развивающая среда в  кабинете выстроена на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия, которую можно организовать в домашних условиях.

В организации работы с родителями по воспитанию гражданина и патриота своей страны зависит от грамотно организованной предметно — пространственной среды. Всё это позволяет родителям, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.         В музыкальном зале и  кабинете мною созданы такие условия, где родители и дети чувствуют эмоциональное благополучие, идут в зал с радостью и  удовольствием. На занятиях и праздниках используются  все технические оснащения: музыкальный центр, синтезатор,  аудиовизуальные: теле-, видеоаппаратура, мультимедийная система.

При создании предметно-развивающей среды  музыкального кабинета, учитывались задачи музыкального  обучения, возрастные особенности детей, их потребности и интересы родителей, поэтому музыкальный кабинет условно разделен на четыре зоны, в каждой из которой содержится достаточное количество материалов и предметов, которые можно использовать в работе с родителями и организации досугов и праздников, проявляя творческий подход:

Методическая зона, в которой располагаются специальная литература, программы.

Имеется учебно-наглядные пособия: иллюстрированные альбомы «Наша Армия», «Могучая техника державы», памятки, анкеты, буклеты; папки – передвижки, Книга Памяти.

Музыкально – информационная газета для родителей «Музыкальная капель», материал для организации  выставки (фото, рисунков, поделок). Разработки костюмов для изготовления родителями атрибутов, костюмов к государственным праздникам.

Обучающая зона, здесь расположена картотека по всем видам музыкальной деятельности по данной теме.

«Сказочный уголок и мини- музей «Русские промыслы» — располагается в уголочке музыкального кабинета, где есть красочные утварь и предметы русского быта, народные инструменты.

Игровая зона – стимулирует детей и взрослых к реализации собственных возможностей, музыкально

– дидактические игры, обогащающие их тактильные ощущения, развивают любознательность, воображение и инициативу детей.

Мною были изготовлены музыкально-дидактические игры для использования в домашних условия «Подбери военную песню», «Музыкальный компьютер». Атрибуты и оформление государственной символики, которое можно использовать на уличных игровых площадках, в домашних условиях и выхода за территорию детского сада. Поскольку кабинет небольшой, я стараюсь задействовать всё пространство, сделав его многофункциональным, стремлюсь создать предметно-развивающую среду кабинета так, чтобы  было комфортно. На стенах кабинета я расположила различные эмоции, куклы и музыкальные пособия. Они помогают  использовать мне метод наглядности постоянно.

      Таким образом, в музыкальном зале и кабинете детям, родителям  и педагогам групп  предоставлена  возможность «действовать» с изучаемыми предметами, а мне – процесс обучения, который должен быть максимально эффективным и удовлетворяющим.

     Я считаю, что только на основе положительных эмоций можно достичь качественного результата.  Как луч солнца дарит жизнь росткам, так и радость дарит человеку возможность успеха, желание творить.

 Каждый мой день работы с родителями – это поиск. Поиск оригинальных, нестандартных идей. Поиск новых интересных людей.  Ведь поиск даёт мне возможность не только самораскрытия, но и раскрытия талантов.

Подлинное самораскрытие, помноженное на удовольствие, полученное от общения с интересными людьми, снимает любую усталость, и помогает понять, что моя профессия – это моё призвание!

                            

 Начало поиска  

                                     

                                   Патриотическое воспитание, передаваемое через устное народное творчество, приобретает новую форму распространения через книгу, а позже – через радио, а в более близкие к нам времена – через телевидение. Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.  Каждый год мы всё больше и больше возрождаем памятные события тех лет, где наши прадеды и деды защищали нашу страну от захватчиков. По радио и телевидению из года в год транслируют выступления профессиональных коллективов, беседы и рассказы моих самых близких людей- ветеранов, бабушек и дедушек «О великих подвигах нашей страны», видеохроники, кинофильмы, режиссура – всё это дало мне представление по теме и лексический материал.

В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю».

Счастливый случай – это встреча с книгой « Нам этих дней не позабыть…», которая открыла мне целостную картину о героизме нашего народа в годы  войны. Это и музыкальные гостиные, пословицы, поговорки, тематические беседы, праздники,  богатейшее литературное наследие послевоенного времени. Знакомясь с наследием своего народа, ты чувствуешь, как бьётся твоё сердце. Когда читаешь стихи и слушаешь, до боли, знакомые и родные с детства песни. Несмотря на то, что с 1994 года я знакомила детей с русским народным фольклором, где проводила богатырские игры, музыкально – литературные композиции на тему русских былин и легенд. Я видела, как серьёзно родители относились именно к проведению таких праздников. Они приходили гордыми, серьёзными и подтянутыми, а на глазах блестели слёзы, глядя на своих детей. Таким образом, сама жизнь помогла мне в выборе творческого направления.  Так, с 2009года появилось желание взять новое направление в своей работе

 «Поиск новых путей в организации работы по воспитанию гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности».

Решая педагогические задачи, я пришла к выводу, что их значимость будет особенной, если будет тесный контакт с семьёй воспитанника.  Поскольку Родина начинается с родного дома, а именно с семьи.

Для достижения цели были созданы условия, которые предоставили возможность родителям почувствовать значимость данного направления.

проявление интереса родителей к деятельности детей, творчеству, с целью создания творческой атмосферы.

выделение времени для ознакомления с  материалом на групповых собраниях, обеспечение  песенными дисками, видеосюжетами и презентациями « Нам этих дней не позабыть…»  слушания и просматривания   совместно с детьми дома, дидактическими играми и пособиями.

использование разнообразия приемов и методов общения к военным пляскам, к песне, к играм в соответствии с музыкальным материалом, а так же применение разнообразия  жанров, отбор репертуара.

пошив  костюмов для детей и взрослых.

  • организация наглядного материала, с учетом возрастных особенностей детей.
  • составление творческого плана.

Основная задача всего этого – возможность введения детей в особый мир патриотизма путем его действенного познания. Поэтому помимо подлинных вещей  были приобретены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Затем был собран методический материал, сценарии праздников, занятий с учётом занятости родителей и их возраста. С самого начало нашей работы было проведено анкетирование (приложение). В результате обработки данных мы выяснили, что у многих родителей имеются трудности в воспитании патриотических чувств с детьми, поэтому  первый опыт включения выступления родителей на  праздничных мероприятиях был частичным, эпизодическим, но логично выстроен и гармонично вписан в общий ход сценария.  Изучив большую часть семей воспитанников посредством анкетирования, наблюдений за родителями, бесед, мною были выстроены условные группы родителей, для того, чтобы учесть активную степень их участия в выбранном направлении. Это были группы:

«П» — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим.

«В» — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками.

« Т» — это семьи с неработающими мамами.

Принципы взаимодействия с родителями являлись:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость.
  • Доброжелательный и открытый стиль общения музыкального руководителя с родителями.
  • Индивидуальный подход. (Возрастной характер взаимодействия с родителем)
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Готовимся серьёзно и динамично.

Были определены основные направления работы:

  • Просветительское, направленное на психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций.
  • Практически – действенное, направленное на развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела; способствует проявлению творческих способностей, возможностей реализации собственных идей каждым родителем; создаёт условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско- родительских отношений.

Полюбившиеся праздники проходили по желанию педагогов и детей, причем приглашались на них абсолютно все желающие.  Родителям были предложены тематические вечера, которые предполагали познавательную активность детей. Появились любимые и знакомые персонажи – Тёркин- герой военных лет, Матушка «Победа», товарищ командир с учётом воинских званий – которые украшали программу праздников. К тому же  герои военных дней приближали детей к тем далёким событиям, обогащали дополнительный колорит праздника.

Приятно было слышать папины слова- напутствия детям  перед военными играми, чтения военных писем, которые дети с удовольствием слушали. Мамы и бабушки пели песни, которые закрепляли дома, через рубрику в информационной газете «Повторите со мной дома».

Позднее  мероприятия стали проводиться не только в помещении, но и вне сада. Такие как «Уроки мужества», « Зарница»,  « А ну-ка, папы!», «Богатырские игры», участие  на митингах памяти».      Мысли работали стремительно: видение праздника, его построение, красочность, необычность – не давали ни сна, ни покоя. Наброски, записи, обрывочные реплики – все это удавалось зафиксировать от радио и телевидения, огромное желания дали толчок к написанию своеобразных сценариев.

Например: « Солдатские письма»,  « Нашей Армии сыны», « За край родной», « Цветы и порох», « Деревья тоже воевали», «Крик последних журавлей» и другие. Ценность этих праздников состояло в единстве слова, напева, речевых интонаций, жестов, и таким образом, просматривалось связь искусства с историей военного времени.

Для выполнения поставленной задачи была получена помощь  в изготовлении  декораций и атрибутов. Руками родителей были сделаны ордена Великой Отечественной войны, костры для землянок,

сшиты плащ – палатки для детей, которые используются в данное время на праздниках. Это и организации фотовыставок « Память поколений», «Они защищали Родину», выставки репродукций картин на военно-патриотическую отечественных художников тему «Этих дней не смолкнет слава», конкурса семейных рисунков «Солдат, вернувшийся с войны», «Деревья тоже воевали» и т.д.

Постепенное введение родителей в главные роли мероприятия позволило нам  создать обстановку общей радости и хорошего настроения. Так, например, разучив на индивидуальных встречах, плясовые движения к песням  « Катюша», « Яблочко», «Довоенный вальс», пригодились им на концерте в честь открытия музея боевой славы микрорайона «Тура».

Появление взрослых, необычно  одетых, вызывало у детей и родителей огромный интерес. Они радушно встречали, спонтанно включаясь в ход действия; показывали убранство зала, участвовали в пении  песен, частушек, играли в игры, приплясывали, при этом звучали слова: Жить без пищи можно сутки. Можно больше, но порой на войне одной минутки, не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой. А потом, несколько дней подряд в ДОУ царил дух праздника, радости, добрых пожеланий. Для нас, педагогов детского сада, это является настоящей удачей. Ведь когда мы вместе – мы сила!

Особое внимание уделялось родителями по расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы военного времени имеют разные названия (гармонь, комод, землянка, плащ-палатка, печка — буржуйка), а так же слова военного времени: ликвидация, капитуляция, эвакуация, оккупация и т.д.

Как уже говорилось выше, первые методические приемы организации музыкальной деятельности были связаны с поиском соответствующих песен, плясок, героев. А использование атрибутов, материала к сюжетно – ролевым играм, дидактических игр используется и сейчас семьями дошколят.

Постепенно работа с родителями набирала свою скорость. Дети совместно с родителями разучивали стихи к конкурсам, танцевальные движения для совместного исполнения.

На праздниках приглашались, как ветераны войны, так и ветераны боевых действий в мирное время. Они рассказывали всем о тяготах военного времени, о боли солдатских матерей и не вернувшихся товарищах. И навернувшиеся слёзы, переживания взрослых и детей, ставили всё на свои места.

Каждые встречи с героями боевой славы заканчивались итоговым мероприятием, где главного героя играл член семьи воспитанника, где детям вручались грамоты и дипломы, а так же подарки за «Отличную службу Отечеству».

Зачастую родители сами предлагали, какие подарки приготовить детям, это и боевая техника, и полевые медицинские сумочки, и наборы солдат, пилотки, выполненные самими родителями и педагогами групп. Очень трогательно наблюдать за тем, как дети поздравляют своих отцов и дедов, как трепетно относятся к ветеранам как взрослые и дети.  Ни это ли связь поколений?

Детям и гостям праздников особенно запомнились:

  • музыкально – литературная гостиная « За пять минут до войны», где родители разыгрывали сцену выпускного вечера предвоенного времени, мечтая о том, кем они станут. И как разрушила их мечты внезапно пришедшая в их жизнь война. «Важно с девчонками простились, на ходу целовали мать, во все новое нарядились, как в солдатики шли воевать…». По окончанию мероприятия родители вместе с детьми зажгли свечи у ленты Памяти «Они прикрыли жизнь собою, жизнь начинавшие едва, чтоб было небо голубое, была зелёная трава…».
  • Митинг «Памяти защитникам Родины» познакомил детей с ветеранами нашего микрорайона. Дети вместе с родителями ели солдатскую кашу, которую раздавал солдат полевой кухни. Знакомились с творчеством разных коллективов города Тюмени, которые исполняли репертуар военного времени.
  • Урок мужества «В горах Афганистана», который проходил с участием пап воевавших в мирное время. Гости и дети видели, как нелегко вспоминать страшные минуты боя, как тяжело на душе от того, что нет рядом тех, кто помог выжить. Множество слов благодарности услышали воины- интернационалисты от самих ветеранов. А дети с особой гордостью и любовью дарили цветы своим родным папам.

Прошло немного времени, и родители стали делится своими впечатлениями о том, как они исполняют песни на праздниках Победы, их дети рассказывают стихи  своим прабабушкам и прадедушкам, показывают видеоматериалы с праздников, где они бывают своей семьёй.

Наблюдая за участием родителей в разных видах музыкальной деятельности на праздниках, я обратила внимание на их эмоциональность, организованность, на живое общение между собой и ребёнком, на творчество в плясках, в манере показывать себя именно в этом направлении. Совместные праздники, выстроенные одной системой работы, приносили творческое удовлетворение детям и взрослым – радость от общения, от прикосновения с прекрасным.

Для того, чтобы был положительный результат, необходимо тесное сотрудничество с родителями, поэтому я использовала различные формы взаимодействия:

  • информирование родителей о ходе образовательного процесса
  • индивидуальные и групповые консультации, беседы по вопросам организации музыкального  воспитания детей в семье.
  •  организация выставок, фоторепортажи, экскурсий, оформление информационных стендов.
  • оформление музыкальной информационной газеты « Музыкальная  капель»
  • переписка на Интернет — сайте (о результатах музыкального развития ребёнка, по желанию родителей)
  • выступления на собраниях с докладами о роли патриотического воспитания детей в семье.
  • оформление альбома « Музыка в семейном кругу»

 

образование  родителей

  •                                   создание медиатеки, занятия – практикумы с целью знакомства с  репертуаром, обучению совместного

музицирования с детьми.

  •   совершенствование методов педагогической пропаганды музыкального  искусства.
  •   знакомство  с семьёй
  •  анкетирование, встречи знакомств с целью выявления условий музыкального развития в семье.
  •  поручения.
  • совместная работа
  • открытые совместные мероприятия: государственные праздники и праздники памятных дат, дни открытых  дверей, совместные мероприятия с ДК « Тура», развлекательные мероприятия на улице, музыкально- литературные конкурсы и гостиные, встречи с ветеранами.                       ( с последующим обсуждение
  •  создание слайд – фильмов для просмотра старшими дошкольниками, защита семейных проектов.

Использовались и разные виды музыкальной деятельности:

  1. прослушивание музыкального репертуара индивидуально в домашних условиях.
  2. взрослое исполнительство (пение с аккомпанементом, с подголосками, поочередно, инсценирование песен).
  3. музыкально – танцевальное творчество (музицирование, народно – танцевальные движения, пляски

разнообразием атрибутов)

  1. разучивание игр, эстафет (со словами, и без них)
  2. элементарное владение детскими музыкальными инструментами.
  3. использование дидактических игр и пособий в домашних условиях
  4. драматизация песенного репертуара с музыкальным сопровождением и современными аранжировками.

                                         Интегрированная работа с педагогами

Патриотическое воспитание, имея общим источником жизнь, быт, народные и государственные традиции,  отвечает идее интегративного взаимосвязанного их использования,  что само по себе отвечает сущности ребенка, которая, в свою очередь, требует цельности и законченности во всем.

Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания  и образования родителей, охватывает все виды музыкально – творческой деятельности:

  •        наглядный материал и подвижные народные игры
  •        игры – драматизации и музыкально – певческий фольклор, песни о малой и большой Родине и т. д.
  •        танцевальные этюды, танцы, театрализованные представления, обряды и праздники и т.д.

Одним из наиболее эффективных средств в нашей работе мы использовали: устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.

Наша работа основывалась  на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности. В интеграции не все компоненты включались в процесс  патриотического воспитания на равных основаниях: что – то всегда выступало в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединялись другие аспекты и виды деятельности. Механизмом интеграции являлись досуги и праздники, спортивные досуги, посвящённые государственным праздникам, открытые занятия, которые создавались средствами разных видов деятельности детей.

Стараясь идти в ногу со временем, апробируя оптимальные находки, интересуясь новинками литературы, пользуясь авторскими наработками и интернет — ресурсами считаю, что данная работа требует большой, предварительной подготовки. А интеграция всей работы с родителями по патриотическому  воспитанию позволило экономить время и не допустило особой подготовки родителей, так как освобождалась необходимость в подробных объяснениях. Родители получали их в процессе консультаций, бесед, с педагогами которых осуществлялась интеграция.

         Некоторые формы работы с педагогами:

  •                занятия – практикумы
  •               групповые консультации, индивидуальная работа (разучивание игровых моментов, ролей…)
  •              совместная деятельность (написание и обсуждение сценариев)
  •              изготовление атрибутов, пошив костюмов, изготовление декораций
  •              взаимопросмотры
  •              организация смотров, выставок, конкурсов, экскурсии.
  •              открытые мероприятия,  выступление на педсовете

                        Таким образом, практика моей работы убедила, в обязательном использовании взаимосвязи, взаимообогащения родителей с другими педагогами.

  Результативность и перспектива                                                                                                 

«Где родился, там и пригодился!»

«Кто родителей почитает, тот век не погибает»

Повторное анкетирование и наблюдение за родителями, позволило нам сделать следующие выводы:

  • появился интерес и потребность взаимодействовать с педагогами ДОУ; возрос и интерес к мероприятиям в ДОУ.
  • у родителей сформировалась уверенность в собственных педагогических возможностях; они научились взаимодействовать друг с другом;
  • возникли сюжетно – ролевые игры, отображающие патриотические чувства и добрые отношения к взрослому поколению и отношения между членами семьи;
  • родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно перешли в активных партнёров, где увеличилось количество обращений с вопросами к специалистам, к педагогу.
  • по признанию родителей, они стали чувствовать себя более компетентными в вопросах воспитания патриотических чувств с детьми, определили степень сохранности семейных ценностей и традиций.

Родители, идущие «рука об руку» со своим ребенком и педагогами, видя результат нашей совместной работы, часто подходят со словами благодарности (Приложение №), этому свидетельствует рост удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ. Итогом нашей работы стали выступления детей и родителей на городских, окружных, внутренних  конкурсах. Выезд на большую сцену, всегда хлопотен, и в этом нам помогают наши родители. Мы всегда чувствуем их поддержку, волнение, любовь и понимание. Каждый год мы обращаемся к родителям со слова

ми благодарности в организации и проведении мероприятий, а так же за сотрудничество и помощь в патриотическом воспитании детей.

               Что получилось?..                                                                                              

разработан творческий план работы с родителями по воспитанию патриотических чувств у детей (Продолжение оформления летописи ВОВ « Книга Памяти»)

  • разработки государственных праздников, досугов и развлечений.
  • занятия-беседы «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы».

фотоматериал «Мы вами гордимся», «Памяти павших, будьте достойны!», иллюстрированный материал к

патриотическим песням, выступлениям танцевальных коллективов.

анкеты и рекомендации для родителей, альбом с семейными разработками праздников «Музыка и семья»

наглядный «Мой город – моя крепость!», «Великие подвиги», дидактический, оформительский и выставочный  материал

«Песни великого подвига», а так же собрание атрибутов и декораций.

материал видеосюжетов выступлений государственных коллективов, презентаций, методическая литература и т.д.

  • оказана помощь в пошиве детских и взрослых костюмов.
  • выпущен наглядный и методический материал в печать массового чтения. (Москва. Издательский дом.2013г.)
  • создан творческий проект «Страницы великой Победы»

Для себя определила следующую перспективу:

1) подготовить выпуск авторской книги « Мы помним

» по патриотической работе с детьми и родителями.

2) продолжать работу по оснащению кабинета современными наглядными пособиями  по данной теме;

3) продолжать работу по накоплению семейного опыта ( семейных реликвий, вещи, награды, фото и т.д) для создания мини- музея боевой славы.

5)  создать сайт, содержащего рекомендации  родителям неорганизованных детей по вопросам  воспитания нравственности у подрастающего поколения.

  Заключение

Работая музыкальным руководителем, я пришла к выводу: поле деятельности в области патриотического воспитания  достаточно обширно, а работа по самообразованию  дали мне уверенность в том, что я, на правильном пути воспитывая активных участников педагогического процесса.  Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет значимость данной работы, воспитывает чувство уважения к Родине, воспитывает настоящих патр

иотов страны.

И еще раз хочу подчеркнуть, что для осуществления задуманного важным фактором являются условия, среда и понимание руководителя, педагогов и родителей, где творишь.  Без поддержки и творческой инициативы, отзывчивости родителей нельзя было бы осуществить весь замысел работы, донести до детей и взрослых их художественно – музыкальную ценность.

Истинно – « один в поле не воин». А педагогам пожелать не бояться трудностей, запастись терпением и желанием достичь своего успеха в работе. Хочется поставить точку словами Тютчева:

« Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, посеять в душах благодать, увы, не всякий раз дается,

Но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке, когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.

И мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские, чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые,

          Чтоб верный путь им указать, помочь в толпе, не раствориться. Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться!»

                                                                                                                                                              

  Список литературы

  • Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников УЦ « Перспектива», 2008г.
  • Антонов Ю.Е. Как научить детей Родину любить АРКТИ, 2003г.
  • Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  • Баранникова О.Н Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие АРКТИ,2007г.
  • Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями Мозаика – Синтез, 2007г.
  • Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Мозаика – Синтез, 2008г.
  • Система патриотического воспитания в ДОУ: разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Е. Ю. Александрова. Волгоград. Учитель, 2007г.
  • Шлямннева Е.А. Славное звание: импровизационные поздравления дорогим мужчинам. Сценарии и репертуар.
  • Интернет – ресурсы net Kama1983.narod.ru