Игра – оптимальное психолого – педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д. Б. Эльконин: «… игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно взаимодействовать на детей с разным темпом развития.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.
Н. А. Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Для воспитания у детей художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском саду игр – сказок.
Н. А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально – сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально – дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной и нашла практическое применение у педагога – практика Н. Г. Кононовой.
И. Л. Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности.
Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально – ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной фразы, восприятия, воображения.
Е. Д. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр – игры – забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно – двигательного аппарата.
Л. Н. Коммисарова разработала систему применения наглядных средств для организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.
Работая над чистотой интонации и у старших дошкольников, А. Д. Войнова показала значение вокальных игр с элементами дидактичности.
Игры – драматизации, театрализованные игры, народные игры активно применяются в работе музыкальных руководителей.
Для формирования музыкально – сенсорных способностей дошкольников 4 – 7 лет я применяю разработанные Э. П. Костиной музыкально – дидактические игры. Они направлены на формирование и развитие музыкального слуха у детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического.
Музыкально – развивающие игры Г. И. Анисимовой из сборника «100 музыкальных игр для развития дошкольников» способствуют развитию внимания, памяти, мышления.
По форме проведения игры подразделяются: на статические (стоя или сидя); речедвигательные; игры с движением; игры – шутки; игры – песни; артикуляционные игры; игры – забавы; игры – загадки; ритмические игры.
Игровую технологию я применяю при планировании и проведении:
— занятий, развлечений и праздников,
— индивидуальной работы с детьми,
— дидактических игр,
— обучения детей игре на музыкальных инструментах — театрализованной деятельности по подгруппам,
— в оформлении музыкальных уголков в группах,
— консультации для воспитателей и родителей по развитию музыкальных способностей детей в игре.
В результате применения игровых технологий у детей наблюдается устойчивый интерес к музыкальной деятельности, сформированы игровые умения и навыки, улучшилась эмоциональная сфера деятельности, снизился уровень утомляемости;
Обогатился словарный запас, расширился кругозор детей, они стали более инициативны и самостоятельны. Игровые технологии способствовали развитию нравственно – коммуникативных и волевых качеств.
Дети стали активнее проявлять желание принимать участие в разных видах музыкальной деятельности.
Применение игровой технологии позволило повысить качество развития умений определять темп, звуковысотность, тембр, динамику музыки, различать звучание музыкальных
инструментов на 24%