Информационно — коммуникационная технология
Информационно — коммуникационные технологии — это процесс
подготовки и передачи информации обучаемому с помощью устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (технические средства).
Использование ИКТ – это необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Ведь использование информационно коммуникационных технологий позволяет:
— эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового,
— чувственного, задействовать на занятии все виды памяти:
— зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
С помощью средств ИКТ можно приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей.
Я применяю ИКТ во время слушания музыки, демонстрируя портреты композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению. Детям очень интересно смотреть видеоклипы по программной музыке.
В музыкально-ритмических движениях использую видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.
Во время обучения детей игре на детских музыкальных инструментах использую презентации, видеоролики для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.
Видеозаписи детского исполнения (лучшие выкладываю на канале YouTube) я использую для последующего анализа.
Очень важно соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ на занятиях:
— для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
— для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
— для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
— для детей 6-7 лет – не более 15 минут.
Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от детей.
После просмотра обязательно проведение гимнастики для глаз.
Большую помощь мне оказывает компьютер в ведении документации (создание текстов, таблиц, папок-передвижек с консультациями для родителей и воспитателей, презентаций).
ИКТ применяю при подготовке и проведении занятий, праздников, развлечений. Использование программ Microsoft Office: Word, Power Point, Excel и сети Интернет оказывает помощь при подготовке конспектов занятий, документации, а так же в изготовлении дидактических игр и наглядного материала.
Использую в работе готовые мультимедийные презентации, изучаю опыт коллег в сети Интернет, оперативно нахожу нужный музыкальный и иллюстрированный материал.
Вовлекаю родителей в процесс воспитания детей, посредством информирования через личный сайт музыкального руководителя
В результате применения ИКТ у детей повысилась:
— познавательная мотивация,
— качество знаний по музыкальному воспитанию,
— уровень развития памяти, внимания, мышления, речи, восприятия.
ИКТ позволила разнообразить формы работы с коллегами, родителями, повысить качество и эффективность профессиональной деятельности.
Благодаря использованию современных информационно —
коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка», воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Применение средств информационных технологий позволяет сделать
процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает
новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Но, нужно помнить, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации цели и задач, поставленных перед педагогом. Главная роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!