Загружается

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными

возможностями здоровья.

 

Рекомендуют психологи.

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. Поэтому решающую роль в развитии и раннем обучении ребенка играют родители и другие члены семьи.

Проблемы физического, психического и речевого развития ребёнка, проявляющиеся

у детей с ограниченными возможностями здоровья уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в детском саду, а в дальнейшем и в школе.

Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

 

Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями

 постарайтесь принять факт наличия проблемы развития у ребенка и обратитесь к

специалистам;

 примите ребенка таким, каков он есть, проявляйте больше любви;

 говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им, ребенок в любом

возрасте, хочет слышать, что он кому-то нужен, видеть ласковые глаза;

 не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми – это приводит к нарушению

во взаимоотношениях, к возникновению тревожных состояний;

 будьте активны в общении со своим ребенком, чаще разговаривайте с ребёнком,

помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас;

 не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками, не отказывайтесь от

встречи с друзьями, приглашайте их в гости, пусть в вашей жизни найдется место и

высоким чувствам, и маленьким радостям;

 общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте

чужой — это важно не только для вас, но и для ребенка;

 старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях,

доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не

отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления;

 помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он

социализирован, адаптирован в обществе, делайте все возможное, чтобы он привык

находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил

общаться, мог попросить о помощи;

 чаще прибегайте к советам педагогов и психологов, скорее всего, ребенку нужна

психолого-педагогическая помощь, причем, чем, раньше вы начнете коррекционно-

развивающую работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является познавательное, речевое, физическое, эмоционально-волевое, социально — коммуникативное развитие.

 

Рекомендации родителям по обучению и развитию детей с ограниченными

возможностями здоровья.

 

  1. Обучение игре.

Главная задача – научить ребенка играть. Какими бы ни были размеры квартиры,

обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте

игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. В игровой форме будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Игра предоставляет возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир.

 

  1. Развитие познавательных психических процессов

Внимание.

 включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать

город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

 предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из

страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание

постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)

 регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки

из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы

 тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану,

составленному вами.

Предлагайте детям:

— повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

— неоконченные фразы, которые нужно закончить;

— вопросы, на которые необходимо ответить;

 учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы,

находить и исправлять ошибки.

Предлагайте детям:

— найди отличия

— найди два одинаковых предмета

— игры-головоломки

— загадки

 учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство

внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок

должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого,

быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать,

останавливаться, шагать и т.п.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.

 «Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку

вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные

цвета и не говорить «да» и «нет»

 «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их

только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

 «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он

отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а

ребенок указывает что изменилось

 «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно

больше предметов, находящихся в комнате

 «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию

взрослого, не обращая внимания на его действия.

 

Память

Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного

запоминания и припоминания, умения:

  • анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать

предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

  • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим

признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

  • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания

и окружающими предметами.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

 «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут

рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать

картинки, которые запомнил.

 «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет

ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок

повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.

 «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в

отпуске событиях.

 «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее

сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок

должен ее найти.

 «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы

одежды утром.

 «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.

 «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист

переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

 «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные

предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

 «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить

его.

 «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из

множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и

назвать.

 «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков,

веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

 

Мышление

Включайте в занятия задания на:

  • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между

ними;

  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
  • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с

остальными;

  • складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное

раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

  • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только

включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и

развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных

явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные

книжки, анализируя поведения людей.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

 «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

 «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

 «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

 «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного

назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно

использовать данный предмет.

 «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу

(легкий – тяжелый, сильный – слабый).

 Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.

 

Восприятие

Включайте в занятия задания на:

 умение детей различать предметы на ощупь;

 умение выделять признаки в предмете;

 умение соотносить предметы по величине, форме;

 развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать

предмет и явление;

 помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в

целом;

 формировать умение составлять из частей целое;

 различать основные признаки разных времен года;

 закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху.

внизу, перед, за, между, рядом;

 формировать сенсорные эталоны формы.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

 «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

 «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел»,

«Лебедь», «Рыба» с художественным.

 «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

 «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

 «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

 «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен

догадаться.

 Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его

признаки.

 «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета,

ребенок должен узнать предмет.

 

Воображение.

 Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.

 Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого

они похожи.

 Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок –

второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.

 Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как

его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой,

самолетиком, кочкой и т.п.)

 Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и

придумайте, на что это похоже.

 Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь

увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.

 Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные,

электронные). Они мешают развитию воображения.

 Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы,

которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки,

ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага

разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые

мелки, пластилин.

 Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте

семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни;

разговаривайте о том, что вы видите.

 

  1. Физическое развитие должно быть направлено на:

формирование произвольной саморегуляции;

развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических

навыков.

Формируйте двигательные навыки с помощью игр. Играйте в подвижные игры как

можно чаще – это способствует уменьшению утомляемости, снятию

психоэмоционального напряжения, развитию интереса к выполнению графических

упражнений, развитию ловкости пальцев рук, координированности их движений.

 

  1. Социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на:

— формирование адекватной самооценки,

— формирование возрастной формы общения

Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия способствуют преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, развивают способность понимать эмоциональное состояние других людей и умения адекватно выражать собственное.

 

Упражнения на развитие социально-коммуникативных _________навыков

«Я и моё тело» Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой,

надуваться и сдуваться как воздушный шарик

«Я и другие». Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в

геометрическую либо другую фигуру.

 

  1. Художественно-эстетическое развитие должно быть направлено на:

— формирование художественно-творческих способностей;

— развитие эстетического вкуса;

— развитие общей и мелкой моторики.

 Рисуйте карандашами, красками, мелками, проводите занятия с пластилином,

развивайте творческое воображение

 Читайте детям сказки или придумывайте вместе свои и обсуждайте развитие

сюжета

 Чаще посещайте театр, музей, различные выставки

 

  1. Эмоционально-волевое развитие должно быть направлено на осознание своих

эмоций, распознание и произвольное проявление, вербализация своих переживаний,

обмен опытом со сверстниками. Ценность таких знаний состоит в том, что у детей

расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у

них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

 Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере

 Сделайте несколько упражнений из психомышечной тренировки

 Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки

 Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря,

пение птиц)

 Проделывайте вместе с вашим ребенком специальные упражнения, направленные

на релаксацию

 Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку

даже тогда, когда вы устали

 

Упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы

  1. Упражнение «Определи эмоцию». Посмотреть на фотографии и определить, какие

эмоции они выражают (радость, грусть, удивление, злость, страх) .

  1. Упражнение «Подбери верно». Выбрать каждому по карточке с какой-то

ситуацией. Вы должны определить к какой эмоции подходит данная картинка, и

объяснить свой выбор.

  1. Подвижная игра «Покажи». Превращение в маленьких актеров. Показать как

ходят герои сказок с разными настроениями.

  1. Упражнение «Закончи предложение». Дети передают друг другу мяч, выполняя

данное упражнение:

*Я радуюсь тогда, когда…

*Я удивляюсь тогда, когда…

*Я злюсь тогда, когда…

*Я грущу тогда, когда…

*Мне страшно тогда, когда…

  1. Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики»

Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)

По дорожке побегут, (пальцы обеих рук «бегут» по столу)

В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают

кончиками пальцев друг на друга)

Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия

следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.

 

И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия,

стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка

будут обязательно вознаграждены!!!