Загружается

Статья «Использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольной организации»

«Использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольной организации»

В РФ доступность информации для всех категорий граждан отмечена в Стратегии развития информационного общества.  Использование ИКТ в образовательных организациях технологий, на сегодняшний день, считается приоритетным у педагогов, потому что указывает на уровень профессиональной компетентности в том числе, пользование компьютером и мультимедийным оборудованием, создание образовательных ресурсных пособий, используемых в своей педагогической работе.

Для воспитания развитого, активного дошкольника, необходимы педагоги, которые умеют внедрять и использовать информационные технологии.

Так, к примеру, коммуникационная компетентность педагога выстраивается в нескольких формах: устном и письменном, дискуссионном, компьютерном и электронном.

Рассмотрим направления работы по информатизации в дошкольной организации:

  1. организационное (модернизация методической службы; совершенствование материально – технической базы; создание определенной информационной среды);
  2. педагогическое (повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

внедрение ИКТ в образовательное пространство).

Методические области применения информационных технологий у педагогов. К ним относятся:

  • ведение документации (составление календарных и перспективных планов, оформление пространственной среды группы, проведение диагностического обследования дошкольников);
  • повышение квалификационной категории педагогов (ведение портфолио, оформление педагогического опыта и методического портфеля, участие в сетевых сообществах, работа на сайте организации, дистанционное обучение, участие в дистанционных информационных форматах обобщения педагогического опыта, конкурсах и т.д.);
  • организация воспитательного процесса (создание проектов, методических пособий, наглядного материала, ведение образовательной деятельности с дошкольниками при поддержке ИКТ технологий);
  • обобщение диагностического обследования дошкольников

В работе с детьми информационные коммуникативные технологии имеют ряд преимуществ, а именно:

  1. Расширение электронных средств обучения, в том числе передачу звука, мультипликации, движений, которое привлекает внимание дошколят и способствует быстрому усвоению материала, развитию мышления и памяти.
  2. Способствует восприятию материала, которое развивает наглядно – образное мышление и память.
  3. Позволяет показать более подробно природные явления, эксперименты, моделируя жизненные и физические ситуации.
  4. Побуждает дошкольников к поисковой исследовательской деятельности как самостоятельно, так и с использованием интернет – ресурсов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество обучения, уровень отношений между всеми участниками учебного и педагогического процесса.

Это можно увидеть в детско- родительском треугольнике совместной деятельности «ребёнок- родитель- педагог».

На сегодняшний день многие традиционные формы работы с детьми заменили информационные технологии, такие как:

  • онлайн – конференции;
  • онлайн – курсы;
  • дистанционное обучение;
  • консультации для родителей посредством сайта организации и странички соцсетей;
  • медиапособия с интернет- порталами.

Главное преимущества технологий является быстрота информированности, многократность и чёткость. Однако при всех положительных сторонах ИКТ технологий в дошкольном образовании есть свои недостатки. К ним относятся:

  • недостаточная материальная база дошкольной организации (отсутствие минимального комплекта оборудования);
  • чрезмерное использование ИКТ технологий в образовательной деятельности с детьми (нарушение САНПиН);
  • недостаточное использование профилактических мероприятий в работе с детьми.

Стоит отметить, что, если в организации отсутствуют вышеперечисленные недостатки, современные коммуникативные технологии станут настоящими помощниками в системе дошкольного образования. Педагог сможет повысить мотивацию в обучении дошкольников, у которых расширятся знания в различных областях образовательной программы, облегчится степень усвоения материала, откроет новые возможности раннего образования, а также повысится производительность труда всего педагогического коллектива.

Использование ИКТ технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении и повысить его эффективность.

Список использованной литературы:

  1. Петрова В.И. Критерии оценки степени сформированности ИКТ-компетентности в процессе обучения будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование» // Вестник НВГУ. 2013.
  2. № 1. 5
  3. Поздяева, К. В. Организационно-педагогические условия включения родителей в образовательный процесс ДОУ / К. В. Поздяева // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 13-17.
  4. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Педагогическое образование в России. 2015. №7. 10 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-ikt-kompetentsii-pedagoga (дата обращения: 14.11.2023).
  5. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. Москва. 2008. 188 с.