Загружается

Воспитатель года 2005

Управление по образованию

Администрации г. Тюмени.

Муниципальное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад № 18

« Незабудка»

« Пойми язык природы и скажешь ты:

« Прекрасен мир!»

И. Никитин

 

 

 

Конкурсный материал по теме:

 

« Поиск новых путей в организации работы

по ознакомлению детей с фольклором и

развитие их творческих возможностей

посредством музыкальной деятельности»

 

Ушаковой  Натальи Борисовны

Музыкального руководителя

 

 

г. Тюмень 2005 г.

 

« Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности

детского возраста, потому, самый занимательный,

 чем, тот, который связан с детским бытом,

возник, вырос и развился из исканий

высокой радости детской народной массы.

Это – детский фольклор!»

В. С. Виноградов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия                                                                                                    Ушакова

 

Имя                                                                                                             Наталья

 

Отчество

Борисовна

 

Образование                                                                                                среднее

специальное

окончила ТУИ

вокально – хоровое отделение

 

Специальность                                                                                 Учитель музыки,

дирижер хора, преподаватель гармонии

и сольфеджио в ДМШ

 

Общий стаж                                                                                                            15 лет

 

Стаж работы в ДОУ                                                                                             13 лет

 

Категория                                                                                                           высшая

 

Научные интересы, тема самообразования:

 

Изучение традиций русского фольклора,

изготовление нетрадиционных

наглядных пособий по музыкальному развитию детей,

изучение новых технологий и разработок.

Публикации в печати

Сборник песен для детей дошкольного возраста.

Тюмень. 1997 г.

 

Увлечение                                                 Разработка танцевальных композиций,

сочинение детских песен и

современных аранжировок к русским,

народным песням.

 

Внешние связи                                               ГИМЦ – руководитель Сотникова Т.Б.

Школа « Искусств», колледж « Искусств»

Филармония, театр кукол.

 

 

 

Содержание

 

  • Знакомство 1 – 2 стр.
  • Визитка 3 стр.
  • Методологический подход 5 – 6 стр.
  • Основа работы 6 – 8 стр.
  • Начало поиска 8 – 12 стр.
  • Система работы 13 – 16 стр.
  • Работа с родителями 17 – 18 стр.
  • Интеграция с педагогами 18 –20 стр.
  • Наши успехи 20 – 21 стр.
  • Заключение 21 – 22 стр.
  • Литература 23 стр.
  • Приложение 24 стр.
    • Мониторинг и его критерии
    • Сценарии праздников и развлечений
    • Фотоматериалы
    • Информационная родительская газета « Музыкальная капель»
    • Некоторые формы планирования и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Точка, точка, запятая

Вышла рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик

Получился человечек

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это все в ответе……

 

Дети приходят к нам похожие на этого человечка из песенки. Они еще наивны, неопытны, но они готовы впитывать все новое. Психологи отмечают уникальность раннего возраста, именно в это время у детей активно формируются важные функции, такие как творческие и музыкальные способности. Крайне важно не упустить это время, суметь пробудить в детях « спящие почки», которые заложены в них самой природой. А теперь представим нашего человечка в нашем интересном и сложном времени, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем или переоцениваем.

Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки не отлемлимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Праздник всегда выполнял важные функции, и глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя личностью, и внутри праздника осуществлял контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнь.

Фольклор – проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией костюмов и исполнением традиционных песен и танцев. Фольклор давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции, ему уделяют внимание на страницах печати, в эфире, радио и телевидения.

Многие авторы работали над этой проблемой. Так, материалы в « Русском земледельческом календаре» Некрасовой А. Ф. Возвращают нас к жизни замечательных образов, к культуре русского крестьянина, отраженном в народном календаре.

« Русские народные игры впервые предстали передо мной в образах и красках», — вспоминает З. В. Зырянова. Она вспомнила неизменные « ловишки» и « салочки», которые имеют многовековую историю, которые передаются из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Автор считает, что народные игры для детей очень ценный педагогический материал, оказывающий на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают настрой и интерес к народному творчеству.

В. П. Васильев ( актер Мариинского театра) уверен, что движение, танец, песня – рождаются из ритма. А ритм определял земледельческий круг года и охватывал весь земной путь человека. Автор считает, что ритм лежит в основе жизни.

« Ритму нельзя научить», — пишет Э. Ш. Далькроуз. « Но можно « развязать» его в ребенке, — цитирует К. Орф  — начиная с простейших движений: хлопков, шлепков, притопов и щелчков…..»

Если заглянуть в черновые записки  А. А. Александрова, руководителя ансамбля песни и пляски, « Гармония национального костюма», то можно прочитать следующее: « Любой артист должен иметь возможность общения со зрителем только в истинно национальном костюме. Пусть даже он будет самым простым»

« В сценической хореографии сложились несколько традиций. Это подлинно народная традиция, идущая от времен древних скоморохов, до сугубо театральных, сложившихся под влиянием западноевропейской хореографической культуры», — вспоминает народный артист И. С. Моисеев.

А. М. Мазурик приглашает нас в « Путешествие мира фольклора», где предлагает увидеть работу с детьми по русскому фольклору как синтез поэтического слова и движения, создание новых образно – игровых композиций, в которых движение конкретизирует слово, делает его более понятным малышу, а слово помогает более четко и выразительно исполнять движение. При этом ребенок не только воспринимает, но и постигает глубинный смысл выражения , благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Программа эстетического воспитания Т. С. Комаровой и др., « Красота, радость, творчество» ,предполагает, что расширение спектра эмоциональных переживаний детей, пополнение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. В ней отражено разнообразие народного материала, интегрирование его в различных видах художественно – творческой деятельности детей, которая позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей.

Таким образом, народный фольклор ценен не только своей образностью, художественностью, но и активно помогает развивать у детей разнообразные  способности и умения, такие как развитие речи, положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, музыкальная память, чувство ритма, разнообразные двигательные умения и навыки, творческие способности.

Опираясь на духовно – ценностный потенциал русского народного творчества, имея общее культурное обоснование, русское народное творчество может стать действительно современной и актуальной, вписавшись в жизнь каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

Основа работы сложилась под воздействием……..

  1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» И. В. Соловьевой, Л. Д. Захаровой мною были выбраны следующие приоритеты:
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Народные праздники и традиции – основа программы.

Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. В  основе народной культуры лежит духовное начало, интегрированные свойства личности и чувств.

  1. Методические разработки З. И. Тепловой « Мир народной культуры», где фундаментом работы с детьми является народный календарь, со своими обрядами и приметами, во всем многообразии познавательных и эстетических ценностей.
  2. Материала « Русский народный фольклор» М. Н. Мельникова, где главной задачей является:

дать общее представление о классификации, основных жанрах, функциях детского фольклора.

  1. Труда С. Альхимовича « Театр и дети» , где эффективным средством являются развлечения, так как они обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, вызывающие радостные эмоции, развитие речи, творческие и музыкальные способности, закрепление знаний.
  2. Работая над звукообразованием и укреплением певческого диапазона, я часто обращаюсь к системам «Развитие певческого аппарата» опытных дирижеров – хоровиков С. Виноградова и С. Емельянова. Где с помощью приемов и методов для развития певческого аппарата и правильного дыхания можно развить правильную дикцию через речевые интонации с музыкой.

 

Что я выделила, прежде всего….

Известно, что человек может внести в свои отношения с народной музыкой столько, сколько в нем самом. Эти отношения, принимают характер всесторонний, всеохватывающий. Они являются эстетическими и требуют от человека целостного умения строить, осмысливать, переживать и оценивать свою связь с русскими народными традициями, чувствовать их глубину и полноту. Из этого можно выделить следующее:

Цель: Развитие художественно – творческих возможностей детей

                      средствами народного искусства в

  музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать общие представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии.
  2. Развивать певческий голос и слух.
  3. Обучать детей певческим навыкам.
  4. Развивать интерес к детскому фольклору. (последовательно, постоянно, равномерно)
  5. Формировать способы самостоятельного применения выразительных, изобразительных средств, для выражения своих чувств, в песенном творчестве.
  6. Воспитывать любовь к русской народной культуре и потребность в ней, через музыкальную деятельность.
  7. Увлечь родителей проведением семейных праздников с использованием народных традиций.

Целесообразно эти задачи решать поэтапно:

предварительная  работа с группами детей и индивидуально с каждым.

проведение праздников м развлечений.

побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности.

 

Мои принципы…..

  1. Учет возрастных особенностей детей. ( отбор содержания, темы, задач воспитания и обучения).
  2. Обеспечение эмоционального, психологического комфорта для детей, который помогает появлению новых идей и мнений.
  3. Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми.
  4. Соблюдение активного диалога между слушателем и народным героем.
  5. Удивление идеей, поощрение оригинальности, использование проблемных ситуаций, как возможность нового взгляда на то – что привычное.

 

Начало поиска……

 

К  19 веку старый фольклор, передаваемый через устное народное бытование, приобретает новую форму распространения через книгу, а позже – через радио, а в более близкие к нам времена – через телевидение.

Наступал новый год, и Европа готовилась к Рождеству. А мы только начинали возрождать наши старинные праздники. По радио и телевидению стали выступать профессиональные коллективы, беседы и рассказы актрисы  П. Рожновой , и писателя А. Лаврова « О старине», режиссура – все это дало мне представление по теме и лексический материал.

Таким образом, сама жизнь помогла мне в выборе творческого направления. Счастливый случай – это встреча с книгой « Круглый год», которая открыла мне целостную картину явлений природы. Это и приемы, пословицы, поговорки, традиционные праздники, обряды, гуляния, богатейшее литературное наследие позднего фольклора. Словно звучала музыка, когда прикасаешься к богатству, благозвучию и напевности истинно русской речи, необычному диалекту слов, оборотов, метких выражений. И в тоже время эта речь была доступной, конкретной, легко запоминающей и несла в себе большое содержательное значение. Это был « Земледельческий календарь».

Я начала черпать информацию и понимание исторической важности темы. В этом мне помогали книги « Русский народ,  обряды, обычаи», « Хрестоматия по фольклору» и другие.

Тогда, в 1994 году, я серьезно задумалась над выбранным направлением: приобщения к истокам русской народной культуры, формирования эстетического вкуса и полного раскрытия личности ребенка.

Для достижения цели были созданы условия, которые предоставили возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом.

проявление интереса педагогов к деятельности детей, творчеству, с целью создания творческой атмосферы.

выделение времени для ознакомления с народным фольклором на специальных занятиях и в самостоятельной деятельности, обеспечение музыкальных уголков народными инструментами, дидактическими играми и пособиями.

использование разнообразия приемов и методов общения к народному танцу, к песне, к играм в соответствии с музыкальным материалом.

применение разнообразия народных жанров, отбор репертуара.

совместная работа с педагогами и родителями: консультации, выступления на педсоветах и родительских собраниях, выставки, смотры – конкурсы, анкетирование и т. д.

организация «уголка русского быта». В него поместили предметы быта, игрушки, книги, инструменты, куклы, пособия и т. д.

пошив национальных костюмов для детей и взрослых.

организация методического и музыкального наглядного материала, с учетом возрастных особенностей детей.

составление творческого плана с узкими специалистами.

Основная задача всего этого – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо подлинных вещей в « уголок русского быта» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные.

Когда был собран минимум материала, перед педагогами встала не менее сложная проблема – организация методической работы. Для большинства педагогов было сложно подобрать соответствующий  фольклорный материал с учетом возраста детей. И это было объяснимо: сказалось отсутствие методической литературы, иллюстраций и т. д.

С начало было введено обыгрывание колыбельных песен в группе. При этом педагоги стали использовать люльку с куклой – младенцем. Они все чаще стали вводить на занятия народных персонажей. Например: Трифона – доброго, мудрого старичка, который  будил детей после сна; Прокопа – мальчика, который очень любил кушать укроп и угощать им детей. Про него создано много дразнилок, смешинок, полюбившиеся детям. Включение на музыкальных занятиях поэтического, меткого народного слова:

Солнышко, покажись,

Солнышко, нарядись.

Приди, весна красная.

                              Приди, весна ясная.

На занятиях с удовольствием разучивались народные песни, танцевальные композиции, народные игры. Прослушивались произведения русских композиторов, где четко слышались мотивы русской народной песни.

Первый опыт включения фольклора  в развлекательные, праздничные мероприятия был частичным, эпизодическим, но логично выстроен и гармонично вписан в общий ход сценария. Педагогам были предложены народные праздники, которые предполагали познавательную активность детей. Появились любимые и знакомые персонажи – Петрушка, герои народных сказок, Зима, Весна, Мороз – которые украшали программу праздников. К тому же нарядные герои приближали детей к народному, традиционному стилю, обогащали дополнительный колорит праздника.

Праздники стали проводиться не только в помещении, но и вне сада. Это были гуляния, веселые посиделки, беседы у русской березки.

Появились декорации, атрибуты, образы животных. А появление взрослых, необычно ярко одетых, вызывало у детей огромный интерес. Они радушно встречали, спонтанно включаясь в ход действия; показывали убранство зала, участвовали в пении народных песен, частушек, приплясывали, используя при этом русские, народные инструменты. Звучали слова:

Мы запеваем, гостей потешаем!

И вы, ребятушки, помогайте,

Нам подпевайте!

 

Особое внимание уделялось, и уделяется в данное время, расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия ( горшок, скамья, кувшин и т. д. )

Как уже говорилось выше, первые методические приемы организации музыкальной деятельности были связаны с поиском соответствующих песен, плясок, игровых персонажей. Использование игрушек в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклоре (котик, петушок, мишка, собачка). Данный прием используется и в настоящее время.

Впервые эти персонажи ввелись в работу с детьми младшей возраста, а затем , в зависимости от темы, появились и другие, например, персонажи кукольного театра.

Руками родителей была сделана «печь – чудодейка», используемая на праздниках и развлечениях, которая «выдает чудеса».

Перед  детьми средней группы возникает новый персонаж – домовенок Нафаня. Это мальчик, который живет у нас за печкой и до сих пор, продолжая радовать малышей. Он может появиться внезапно и так же исчезнуть, при этом подарить что – нибудь детям. Это представитель русской сказки, носитель народной мудрости, и поэтому, я считаю, что он должен быть рядом с нами. Для нас это был отличный прием: диалог, при помощи которого детей можно было познакомить со сложными понятиями, явлениями и т. д.

Прошло немного времени и в группах все чаще, стали слышны народные песни, частушки, игры. Каждые встречи с народными героями заканчивались чаепитием с самоваром и угощением, где угощение готовили сами дети (капустные пирожки, баранки, «жаворонки» и т. д.)

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия содержались в народной музыке. Песенный материал помогал эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей. В процессе знакомства русским народным творчеством дети осознавали и усваивали музыкальные средства, доступные для переноса собственное песенное творчество.

Наблюдая за участием детей в разных видах музыкальной деятельности на праздниках, я обратила внимание на их эмоциональность, организованность, на живое общение между собой и взрослыми, на творчество в плясках, в манере показывать себя именно в народном жанре (пляски, игры, образные подражания, хороводы, речевые интонации).

Чувствуя сама тягу к культурному наследию русского народа, желая ближе познакомить с ним детей, приблизить современного ребенка в мир русской культуры, я решила ставить праздники полностью на фольклорном материале, доступном и понятном детям.

Мысли работали стремительно: видение праздника, его построение, красочность, необычность – не давали ни сна, ни покоя. Наброски, записи, обрывочные реплики – все это удавалось зафиксировать от радио и телевидения, огромное желания дали толчок к написанию своеобразных сценариев. Например: « Екатерина – санница»,  « Встреча Емельяна», « На улице нашей», « Зимние забавы», « Сорока – белобока» и другие.

Ценность этих праздников состояло в единстве слова, напева, речевых интонаций, жестов, и таким образом, просматривалось связь искусства с бытом.

В работе песенного жанра использовались следующие средства выразительности:

общая линия мелодического движения

зачатки ладовой организации

метроритмические соотношения

простейшая нюансировка песен

первичная структура музыкального  произведения

значение изобразительной, выразительной функции

 

интонация мелодии             интонационные обороты

 

 

подражание в пении

 

 

формы выразительности

 

 

 

мотивы и мелодии                    игровые и плясовые движения

 

эмоции, мысли, чувства

 

 

Импровизации простейших попевок и звукоподражаний для формирования у детей:

способов импровизаций простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных, жизненным явлениям, передача простейших выразительных интонаций.

детям, прослушав песню, предлагалось подумать над своими интонациями звукоподражания. Например: гудение гудка, позывные горна.

способов импровизации на развитие чувства лада и чувства музыкально – вопросной, ответной формы. Например:

« Гуси, гуси, где ваш дом?

Возле речки под кустом»

способов сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст. Например: сочинить и спеть песенку, сочетающую два звукоряда:

« Леночка идет, весело поет.

Леночка упала, всем нам грустно стало».

Песенный репертуар давался в сопоставлении с характером мелодии и ритма. Поэтому разные, специальные задания, составленные на основе музыкального фольклора, стимулирующие художественную образность песенного творчества, позволяли лучше ориентироваться в творческой деятельности.

Благодаря творческим заданиям, например: пропевание  мелодии на слог, на одной ноте, совершенствовалась дикция, дыхание, звукообразование, развивалось воображение, самостоятельная деятельность детей, нравственные качества – доброжелательность, внимание друг к другу.

Постепенное знакомство с русскими народными инструментами и обучение игре на них. Эта форма работы особенно нравилась детям. А выступление народного оркестра было неотъемлемой частью детских праздников.

В 2001 году был создан кружок народного творчества « Русские узоры».

Целью которого была:

Создание интегрированной модели образовательного процесса по первоначальному вхождению ребенка в материал народной культуры, объединяющей календарно – обрядовые праздники, устное народное и изобразительное творчество, музыкально – певческий фольклор.

 

 

 

 

 

 

Система моей работы……..

Являлись народные праздники, которые приносили творческое удовлетворение взрослым, детям – радость от общения, от прикосновения с прекрасным. Так, разучив на занятиях кружка множество калядок  и народных игр, дети, надев маски, проходили по группам, дарили свои калядки, веселость, радость, добрые пожелания, шутки и взрослым. Радостью и счастьем светились лица детей, когда они получали сладости. Целый день в ДОУ царил дух праздника, радости, добрых пожеланий, праздничности. Ребят везде встречали тепло, радушно, везде они находили отклик у взрослых. Для взрослых это все было настоящей удачей. Дети охотно делились впечатлениями между собой, дома.

Родителям особенно запомнились:

народный праздник « Ярмарка», где дети выступали друг для друга, т. к. каждый выход  был сюрпризом для остальных. Яркое ярмарочное представление было как летний, разноцветный венок, в котором каждый цветок был по – своему хорош.

Вы сегодня увидели, дети,

Как щедра на Руси красота,

Золотые народные руки……

И живут на Руси мастера!

развлечение «Зимний вечер» познакомил детей и взрослых с трудом, которым занимались крестьяне в долгие зимние вечера. Группа детей была разбита на подгруппы, которые занимались или имитировали деятельность взрослых. Участвовала и танцевальная группа детей – прях, которые танцевали красивый танец « Прялица». Позднее танцевальная группа  детей «Русские узоры» стала обладателем диплома 2 Степени на городском конкурсе «Восходящая звезда» 1996 г., дипломантами № Степени «Восходящая звезда» 1997 г.

Дети стали часто выступать на праздниках и посиделках вместе со своими родителями. Я видела, какое удовлетворение получали дети от выступлений, а другие ребята неподдельно завидовали им.

Педагоги с удовольствием откликались на организацию народных праздников и развлечений. Поэтому для повышения активности детей и эффективности этой работы были дополнены следующие условия:

оформление атрибутов и декораций

собрание полного дидактического материала

собрание иллюстрированного материала к русским народным произведениям (песням, мелодиям и т. д. )

сделаны простейшие нетрадиционные музыкальные инструменты

обновились и формы работы с детьми:

   интегрированные занятия

   развлекательные мероприятия, проводимые на улице

   развлечения и обрядовые праздники

   музыкальные гостиные

   встречи у камина

   смотры и конкурсы

   выставки, экскурсии

   беседы, детские народные игротеки

   совместные праздники с выпускниками ДОУ

Были использованы методические подходы:

выразительность исполнения (мимика, динамика и т. д.)

пояснение характера, содержания произведения

сведения о музыке (когда, где было написано произведение)

применение наглядных художественных средств

индивидуальный и групповой опрос

пение без инструмента

упражнения на развитие чувства ритма (ритмические кубики,

ритмическое лото)

использование дидактического материала

творческие задания

исполнение русских народных песен в современных аранжировках.

В работе с детьми использовались и разные виды музыкальной деятельности:

  1. прослушивание русских народных песен в сопровождении, с голоса.
  2. детское исполнительство (пение с аккомпанементом, а капелла, с подголосками, поочередно, инсценирование песен).
  3. музыкально – танцевальное творчество (музицирование, народно – танцевальные движения, хороводы с разнообразием атрибутов, пляски)
  4. разучивание русских народных игр ( со словами, с пением)
  5. элементарное владение детскими музыкальными инструментами.
  6. использование дидактических игр и пособий
  7. драматизация русских народных сказок с музыкальным сопровождением и современными аранжировками.

В педагогической практике существуют многообразие приемов. В своей работе наиболее эффективными считаю:

Порядок при прослушивании музыки

проигрывание данного произведения или прослушивание его, экспресс опрос.

музыкальные средства и «украшения», сопоставление, представления и воображения.

использование изобразительных средств, литературного материала, сочинение собственного произведения (две – три фразы)

Порядок при разучивании русских народных песен

применение русских народных мелодий в качестве распевок; пение произведения педагогом, а так же подгруппами детей с солистами.

разучивание мелодической нити в сопровождении и без него.

блиц – опрос о характере, содержании, темпе, ритме произведения; произношения текста в ритме

работа над ритмическим рисунком с помощью хлопков, щелчков, шлепков, на слог; разучивание слов; выполнение творческих заданий.

Порядок  при разучивании танцевальных движений

показ движений в отдельности (индивидуальный подход, техника исполнения)

разучивание и соединение движений в одно целое

вхождение ребенка в музыкальный материал, образ; передача эмоционального восприятия (мимика, жесты, пластика)

импровизация и экспромт; творческие задания – миниатюры

Порядок  при разучивании игрового материала

применение игровых приемов; разучивание текста и музыкального материала по ходу игры.

представление о содержании, последовательность игровых действий, расположение игроков.

объяснение о правилах игры, использование атрибутов; оценка  поступков ребенка в игре

 

Творческая деятельность детей

 

 

 

Танцевальное творчество

 

 

Песенное творчество

 

 

Игровое творчество

 

 

Самовыражение

 

 

1. Составление танца, его частей по знакомым элементам.

 

1.Сочинение мелодий по данным текста.

 

 

1.Придумывание этюдов по темам

 

 

1. По характеру и психике ребенка и видам творческой деятельности его наклонности  к виду эстетического воспитания.
2. Импровизация движений в соответствии с характером музыки.

 

 

 

2.Игровые упражнения:

а) ответы – вопросы

б) как тебя зовут?

в) сочинение песенок, потешек

2. Свои варианты подвижных несюжетных игр. Передача игровых образов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В свободных плясках проявлять индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

 

3. Инсценирование сюжетных песен, игр самостоятельно.  

 

 

 

Для того, чтобы праздники были яркими и не забываемыми мы использовали, в своей работе, все виды технических средств:

Русские народные инструменты + фортепиано + синтезатор + дидактический материал + грампластинки + аудиоаппаратура с носителями + видеоматериал.

Новинка:

Я стараюсь идти в ногу со временем, интересуюсь новинками литературы, апробирую оптимальные находки, то есть ищу самые эффективные методы, приемы обучения, способствующие развитию творческих возможностей детей через традиции русского фольклора, стараюсь не делать аналогов и повторений сюжета.

Для себя  я выбрала наиболее важные материалы это:

  1. использование новой формы планирования г. Санкт – Петербурга, а так же авторских наработок.
  2. использование авторских материалов: песен, попевок и аранжировок, различных форм планирования.
  3. использование картотеки по всем видам музыкальной деятельности.

 

Что делают дети самостоятельно?……

Народное творчество в воспитательно – образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей ( игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты) на время обучения дети охотно включали песенные импровизации, произведения в свою самостоятельную деятельность, а особенно в сюжетно – ролевые игры. Охотно играли в дидактические народные игры, на русских  народных инструментах, импровизировали и обыгрывали русские народные сказки. Ребята подражали народным героям в поступках, образах, жестах.

Таким образом, все задания, составленные на основе музыкального фольклора, стимулировали художественную образность песенного, танцевального игрового творчества, позволяли лучше ориентироваться в творческой деятельности: подобрать необходимую мелодическую линию, разнообразность и ритмическую сторону произведения, применять при прослушивании его разнообразия нюансов, развивать творческую активность у дошколят.

Я предлагаю некоторые формы работы с детьми в самостоятельной деятельности:  

Пение с детьми и для детей:

создание у детей положительного эмоционального настроя

привлечение  и переключение внимания детей; развитие речи и совершенствование звукопроизношения

развитие музыкального слуха, музыкальной активности детей

развитие познавательного отношения к окружающему миру и формирование интереса к миру звуков и звучанию разных предметов

развитие способностей различать звучание отдельных инструментов и предметов

формирование чувства ритма

Слушание народной музыки:

формирование эстетического вкуса у детей; приобщение к миру народной культуры; экспериментирование в игре на русских музыкальных инструментах; иных предметах издающие звуки

Игры с детьми:

установление контакта между детьми и взрослыми в игровых образах

развитие координации движений в играх, хороводах и в плясках

самостоятельность и экспериментирование

 

 

 

Моя работа с родителями….

 

В работе с родителями все формы хороши, если захотеть положительного результата. Практика выявила наиболее приемлемые формы работы с родителями:

 

оформление музыкальной информационной газеты « Музыкальная 

             капель»

открытые совместные мероприятия для родителей

 

оформление альбома « Народная музыка в семейном кругу»

 

 

ведение тетради отзывов и альбома « Русские узоры»

             

групповые консультации, семинары – практикумы

 

анкетирование

 

выступления на собраниях, круглый стол.

 

 

индивидуальные консультации

 

организация выставок « Народные промыслы», фоторепортажи

 

 

совершенствование методов педагогической пропаганды народного

искусства

 

 

 

 

 

 

Циклограмма по работе с родителями:

 

 

группа

 

Формы работы на квартал

сентябрь октябрь ноябрь
младшая
старшая

 

Если данная работа, проводимая в ДОУ, дополняется творческими заданиями в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, то у него будут развиваться только положительные стереотипы поведения. Про родительским анкетам и по настроению детей после занятий, мною был сделан вывод, что эта тема детям интересна, а так же необходима. Дети готовы исполнять народный материал вновь и вновь. После проведения открытых занятий с детьми, анкетирования и других мероприятий, мною был отмечен огромный интерес к своей работе со стороны многих родителей. Для них были организованы общие встречи, посиделки. Дети сами встречали родителей и приводили их в импровизационные уголки, подводя к самовару, а педагоги в свою очередь, дружественно приветствовали их.

Полюбившиеся праздники проходили по желанию педагогов и детей, причем приглашались на них абсолютно все желающие. Для выполнения поставленной задачи была получена помощь от родителей и педагогов групп. Велика помощь в изготовлении народной игрушки и русских народных инструментов, пошив костюмов, организации выставок « Народные причуды», «  В мире сказки», « Тонкие паутинки» и т. д.

 

Интеграция  с педагогами……

 

Народное искусство, имея общим источником жизнь, быт, народные традиции, больше, чем другие виды искусства отвечает идее интегративного взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает сущности ребенка, которая, в свою очередь, требует цельности и законченности во всем.

Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания  и образования детей, охватывает все виды музыкально – творческой деятельности:

наглядный материал и подвижные народные игры

игры – драматизации и музыкально – певческий фольклор

театрализованные представления

обряды и праздники и т.д.

Наша работа основывалась  на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности.

В интеграции не все компоненты включались в процесс народного творчества на равных основаниях: что – то всегда выступало в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединялись другие аспекты и виды деятельности. Механизмом интеграции являлись русские народные праздники, занятия, которые создавались средствами разных видов деятельности детей.

Безусловно, что данная работа требует большой, предварительной подготовки. А интеграция всей работы с детьми по музыкальному воспитанию позволило экономить время занятий и не допустило перегрузки детей, так как освобождалась необходимость в подробных объяснениях. Дети получали их в процессе занятий, с педагогами которых осуществлялась интеграция. Одним из наиболее эффективных путей развития творчества являлась взаимосвязь народной музыки и прикладного искусства, художественного слова и изобразительного образа.

Схема:

тема

условные обозначения:

 

 

логопед

воспитатель

цели и задачи

инструктор по ФИЗО

 

 

работа

с

детьми

психолог

 

 

муз. руководитель

итоговое

мероприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые формы работы с педагогами:

 

 

семинары – практикумы

 

индивидуальная работа (разучивание игровых моментов, ролей и т. д )

 

консультации

 

 

изготовление атрибутов, пошив костюмов, изготовление декораций

 

 

совместная деятельность (написание и обсуждение сценариев)

 

 

организация смотров, выставок, конкурсов.

 

 

открытые мероприятия

 

 

взаимопросмотры

 

Циклограмма работы с педагогами

 

 

 

группа

 

Формы работы на квартал

сентябрь октябрь ноябрь
младшая
старшая

 

 

Таким образом, практика моей работы убедила, в обязательном использовании взаимосвязи, взаимообогащения с другими педагогами.

 

Наши успехи……

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, необходимо отметить его терапевтический эффект. Занимаясь народным творчеством, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Оно своей гуманностью, яркостью образов и красок вызывает у детей подъем настроения. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех и улыбку задорная пляска, народные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку детей.

В результате нашей деятельности дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, высказывать свое мнение, обмениваться впечатлениями. Петь песенный репертуар красиво и эмоционально. Владеть навыками правильного дыхания и звукообразования, танцевать в различных образах, выражать эмоциональное состояние героя, четко слышать метроритм и выполнять танцевальные движения в соответствии с музыкальным сопровождением, играть с удовольствием и настроением. Раскрылись творческие возможности детей.

Итогом нашей работы явились выступления на городских конкурсах.

Эти выезды на большую сцену, хлопотны как и для взрослых, так и для детей – это выход в другое пространство из стен сада, чувство гордости за работу, чувство радости за умение поднять настроение детям и подъем их творческих и жизненных возможностей.

Итак, подводя итоги по изучению и обыгрыванию фольклорного искусства, еще раз убеждаешься, что это искусство гуманно, это окно в нашу историю, культуру, в наши истоки. Для детей это – как непрочитанная книга с интереснейшими действиями, традициями.

Вводя ребенка в фольклорное искусство, появляется надежда реально раскрыть его индивидуальность. Выявить его лучшие качества и способности, усилить желание ребенка к самостоятельной деятельности, к своему творчеству, т.к. основа творческой инициативы закладывается в детстве.

 

 

Что получилось?….

Собран материал в методическом кабинете:

разработки народных праздников

фотоматериал «Музыкальная копилка»

альбомы с семейными разработками праздников «Музыка и семья»

наглядный, дидактический материал, картотека народного музыкального материала и устного народного творчества

разработки народных танцев

литература и т.д.

 

Как оценивались знания детей…..

Описание мониторинга в приложении.

Направления, которые использовались в процессе организации нашей деятельности:

оформление интерьера ДОУ на момент проведения праздников: использование народно – прикладного искусства, творческих уголков для создания эстетической среды, народного театра

ознакомление детей с устным народным творчеством посредством народной музыки целиком.

развитие многофункционального детского творчества в качестве образца творческого осмысления и применения.

 

Заключение….

Чтобы воспитать творческую личность от нас педагогов требуется постоянный творческий поиск, стремление удивить, обрадовать ребенка, учитывая его потребность в новизне. Без такого подхода нельзя ожидать развития и проявления творчества у детей. Творческую развитую личность воспитывает творческий педагог. Надо набраться терпения не подгонять, не спешить, не давать готовые решения, не кормить ребенка пережеванной духовной пищей.

И еще раз хочу подчеркнуть, что для осуществления задуманного важным фактором являются условия, среда и понимание руководителя, педагогов и родителей, где творишь. Исходя из этого, можно нарисовать некую пирамиду успеха:

 

 

 

                                                                       Педагоги ДОУ

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

Родители

Без поддержки и творческой инициативы, отзывчивости нельзя было бы осуществить весь замысел работы, донести до детей и взрослых их художественно – музыкальную ценность.

Истинно – « один в поле не воин».

Перспектива:

Создание фольклорного ансамбля с использованием в народной музыке современных авторских аранжировок.

Мне бы хотелось, чтобы ребята развивали нравственные качества, интерес к народной культуре; пользовались копилкой народного слова и мудрости, развивали музыкальные и творческие возможности, ценили русскую народную музыку ее необычность и потрясающую красоту.

А педагогам пожелать не бояться трудностей, запастись терпением и желанием достичь своего успеха в работе. Хочется поставить точку словами Тютчева:

« Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется,

посеять в душах благодать, увы, не всякий раз дается,

но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке,

когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.

И мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские,

чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые,

чтоб верный путь им указать, помочь в толпе, не раствориться.

Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться!»

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Альхимович С.С. театр и дети. Москва,1996 г.
  2. Картушина М. Ю. Народные праздники на воздухе. Москва, 2004 г.
  3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Москва, 1989 г.
  4. Календарно – обрядовая поэзия сибиряков. Новосибирск, 1981 г.
  5. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые праздники. Москва, 1982 г.
  6. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. Москва, 1990 г.
  7. Комарова М. С. Программа эстетического воспитания. Москва, 2000 г.
  8. Мельников М. Н. Русский народный фольклор. Москва,1996 г.
  9. Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. Москва, 1999 г.
  10. Некрылова А. Ф. Круглый год. Москва, 1991 г.
  11. Нагибина М. И. Народные праздники. Ярославль,2000 г.
  12. Народный театр. Библиотека русского фольклора. Москва, 1991 г.
  13. Народные игры. Москва, 1997 г.
  14. Народное искусство в воспитании детей. Москва, 2000 г.
  15. Путешествие в мир фольклора. Ханты – Мансийск,1999 г.
  16. Рыбаков Б. Народный календарь. Свердловск, 1980 г.
  17. Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия. Репринтное воспроизведение. 1880 г. совместное советско – канадское предприятие. Москва, 1990 г.
  18. Степанов Ю. И. Народные праздники на Святой Руси. Москва, 1992 г.
  19. Теплова З. И. Мир народной культуры. Москва, 1997 г.
  20. Хрестоматия по фольклору : книга школьника. Москва, 1972 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства  реализации задач :

 

 

  1. Творческий план

 

  1. Перспективное планирование

 

  1. Планирование занятий и индивидуальной работы с детьми.

 

  1. Мониторинг

Креативные пометки о моем творчестве.

 

Направленье выбираю, в нем задачи я решаю.

В культуре русской нахожу, что сердцем ей принадлежу.

Лишь опираясь на истоки культуры нашего народа,

Логично можно объяснить, действительность  — отобразить.

Яркостью своей фольклор, настроенье поднимает,

И музыкальную культуру детишкам повышает.

В жизни многого достичь, можно лишь осмыслив:

Фольклор глубоко должны знать, из поколенья в поколенье

Его не забывать передавать.

Цель моя детей знакомить, с русской той культуры нашей,

Где музыка отображает, и кругозор их расширяет.

Задачи общие, простые:

Формировать и применять, чтоб чувства выражать умели,

Чтоб песни русские все пели, могли играть и танцевать.

Учу, чтоб интерес проснулся к фольклору русскому

Тогда…….

Потребность думать, наблюдать, в ребенке легче воспитать.

Мой принцип – уважать ребенка, как личность, каждого , тогда –

Вести отбор задач и темы, с учетом возраста всегда.

Какие же при этом я, условия создать, должна?

На протяженье всего дня  я выделяю время, для:

Знакомства с видами фольклора, созданье детских уголков,

Подбор народных инструментов, различных игровых моментов.

Каталог песен, танцев, игр, предметов быта и игрушек,

Готовлю выставки и смотры, анкеты, конкурсы и встречи.

И это все я не одна.

Мне педагоги помогают, специалисты подтверждают,

А главное – со мной всегда, родители и детвора.

На занятиях мы учим: тексты песен и мелодий,

А затем, на инструментах, пробуем все, проиграть.

Видеть надо, как при этом, дети все хотят понять.

Средства сада позволяют все для этого иметь:

Есть и видео и игры, инструменты, фортепиано,

Синтезатор, грампластинки, музыкальные картинки.

Формы разные беру и занятия провожу,

Приемы, методы различны:

Сначала я веду опрос

Знакомлю с музыкой и ритмом, даю понятие «сопоставить»,

Подумать и нарисовать, и русскую родную песню,

По – своему истолковать.

Пропеть на свой манер и лад, ведь этим наш народ богат!

Всегда приятен результат!

Умеют дети танцевать, красиво петь без инструмента,

Владеют навыком, уменьем, в различных жанрах выступать.

А главное – свободно мненье высказывать и обогащать.

Кто вырос на фольклоре русском, плохим не может в жизни быть!

Через рисунки и поделки, умеют мысль отобразить.

С народным творчеством связала свою работу и судьбу,

И в перспективе непременно знакомство это не прерву!

 

 

Ушакова Н. Б. 2005 г.