Загружается

Выступление на педагогическом совете по теме: «Портфолио интересов дошкольника»

2018г.

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Портфолио интересов дошкольника»

           В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио», что способствует реализации задач реформирования образования. В рамках ФГОС НОО, портфолио  является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.

Слайд №1

Основная задача портфолио – продемонстрировать достижения ребёнка в различных областях посредством сбора, систематизации и фиксирования результатов его деятельности. За этим красочными альбомами не всегда можно увидеть личность дошкольника, его интересы и склонности. Решить эту проблему поможет портфолио интересов. Давайте узнаем, в чем его принципиальное отличие, как его создать и использовать в работе с воспитанниками.

Слайд №2

     Цель его создания – не систематизировать результаты деятельности, а изучить, как ребёнок развивается.

Слайд №3

Задачи

Слайд № 4

Что такое портфолио интересов?

Портфолио интересов – это способ обобщения и осмысления ребёнком собственных интересов посредством совместной со взрослым познавательной и продуктивной деятельности.

Слайд № 5

Портфолио интересов складывается из продуктов деятельности ребёнка и показывает то, что ему интересно. По мнению психолога А. В Петровского, то, что привлекает и вызывает интерес у ребёнка, является эмоциональным проявлением его познавательных потребностей.

Благодаря портфолио интересов педагог получает информацию об особенностях индивидуального познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. На основе материалов детской деятельности он имеет возможность выделить интересующую область познания для каждого воспитанника, определить «зону его ближайшего развития». Такая форма портфолио указывает на перспективны развития детей, сферу приложения их способностей и возможностей.

Например, рассматривая портфолио воспитанника, который интересуется автомобилями, можно увидеть разные виды автомобилей, фоторепортаж о транспорте. Однако по творческим работам ребёнка становится понятно, что он  проявляет интерес не к видам транспорта, разнообразию машин, а именно к деталям спортивного автомобиля.

Слайд № 6 Условия

Слайд № 7  Виды портфолио

Таким образом, содержание портфолио интересов данного воспитанника покажет педагогу направление его индивидуального развития в конструировании. Педагог поддержит увлечение ребёнка и окажет помощь, например, в создании собственной модели игрушечного спортивного автомобиля.

Работа по формированию портфолио ведется в процессе образовательной деятельности в течении учебного года в рамках комплексно-тематического планирования. Содержание портфолио каждого ребёнка составляют индивидуальные продукты детской деятельности по темам месяца.

Слайд №8

Пример плана создания портфолио интересов воспитанника ст. группы

Сентябрь: Коллаж из вырезок из газет, журналов «Моё сокровище»;

Октябрь: Стенограмма или аудиозапись интервью: «Чтобы ты сделал (а) с… (предмет или объект неживой природы)»;

Ноябрь: Коллаж или рисунок «Карта выходного дня»;

Декабрь: Книга «Интересное для Деда Мороза»; «Если б я жил (а) в сказке, то кем бы я был (а…»;

Январь: «Афиша детского клуба по интересам»;

Февраль: Детские фоторепортажи «Что интересного я увидел (а)»;

Март: Выставка-совет «Как поздравить маму с праздником?»;

Апрель: Выбрать себе роль и партнеров по коллективной деятельности;

Май: Репортаж о себе (по выбору ребёнка): серия рисунков, подбор фотографий, стенограмма интервью и т. д.

Слайд № 9

Кто создаёт портфолио?

Формирование портфолио и анализ продуктов детской деятельности ведётся в триаде:

РЕБЁНОК – ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ

Такое взаимодействие помогает ребёнку определить направленность своих интересов, выделить значимый интерес, сформулировать цель познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд № 10

Педагоги и родители могут собрать дополнительную информацию о ребёнке (содержание, объём, глубину, степень устойчивости интересов, представить наиболее полную картину его познавательного развития)

Например, педагог может столкнуться с ситуацией, когда в разделах портфолио интересов воспитанника прослеживаются разные темы: спорт, музыка, общение и взаимодействие с людьми, потребность собственной значимости в глазах окружающих.

Но в большей части творческих работ ребёнка присутствуют растения (комнатные цветы, трава, кустарники, деревья) и всё, что с ними связано (фотографии, иллюстрации из дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития).

Чтобы поддержать и расширить интерес к растениям, педагог может предложить воспитаннику несколько вариантов собственного исследования: изучить строение цветка, собрать информацию о значении цветов в жизни человека, нарисовать растения.

Таким образом, портфолио интересов фиксирует интересующую ребёнка область, позволяет сформулировать вопрос, тему детского исследования. При поддержке взрослых дети реализуют собственные исследовательские проекты.

Слайд № 11

Какую структуру имеет портфолио интересов?

Портфолио интересов имеет четыре раздела.

Первый раздел – это продукты детской деятельности. Заполнить его ребёнку помогают творческие задания, в процессе выполнения которых он делает различного рода выбор:

Личных ценностей.

Определить личные ценности. Педагог предлагает воспитанникам создать коллаж «Моё сокровище» из вырезок газет, журналов. Затем задаёт мотивацию для детей: «У каждого человека есть что-то ценное, что для него очень дорого. Сегодня я предлагаю вам собрать своё сокровище. Представьте, что ваш лист – это личный сундучок, куда вы можете сложить всё, что захотите. Подумайте, что для вас важно, что вы захотите положить в сундучок в первую очередь. Вырезая картинки и наклеивая на лист бумаги, вы соберёте всё то, что для вас ценно и интересно. Это будет ваше сокровище».

Вида деятельности

Выбрать вид деятельности. Педагог проводит интервью: «Чтобы ты сделал с … (называет предмет или объект неживой природы?»)

В ответах детей ребёнок отражает собственные представления, фантазии, интересующие его предметы и явления окружающего мира.

Занятия выходного дня

Выбрать занятие выходного дня. Дети создают «Карту выходного дня». Она может быть в виде рисунка, коллажа фотографий, иллюстраций. Основная задача ребёнка – определить, чем бы он хотел заняться в ближайшие выходные.

Содержания деятельности

Выбрать содержание деятельности. Создавая книгу «Интересное для Деда Мороза»; «Если б я жил (а) в сказке, то кем бы я был…», ребёнок погружается в мир собственных фантазий, в свой внутренний мир. Так педагог создаёт условия для осознания ребёнком собственных интересов. Таким образом дети «опредмечивают» свои потребности и желания, наглядно отражают то, что их интересует.

Партнера по деятельности.

Выбрать партнеров по деятельности, определить правила взаимодействия. Чтобы помочь ребёнку проявить свой интерес в коллективе, педагог предлагает

создать детские клубы по интересам: нарисовать эмблему собственного клуба, определить правила, собрать единомышленников и организовать совместную деятельность.

Определить и осознать сферу интересов. Педагог предлагает ребёнку с помощью фотоаппарата зафиксировать то, что его интересует. Затем из полученных фотографий они составляют детские фоторепортажи «Что интересного я увидел». Это может быть пространство группы, территория участка, игровой уголок. В своих фотографиях ребёнок сам того не подозревая, отразит то, что представляет для него истинный интерес.

Решения конкретной задачи.

Через такую форму, как выставка-совет, педагог создаёт условия для того, чтобы ребёнок нашел собственное решение задачи (например, «Как поздравить маму с праздником?») и тем самым проявил себя.

Выбрать свою роль в совместной деятельности.

Участвует в трудовой акции, дошкольников  определяет свою роль не только на данный момент, но и отражает возможную позицию по отношению к жизни и окружающим людям.

Второй раздел портфолио – это результаты диагностики детей, отражающие динамику их познавательного развития.

Третий раздел составляют личные проекты ребёнка, его исследования, проводимые самостоятельно и совместно со взрослыми.

В четвертом разделе «Достижения ребёнка» фиксируются результаты представления его деятельности окружающим: грамоты, дипломы различных конкурсов познавательного характера, фотографии выступлений перед младшими детьми, сверстниками, родителями и т. д.

Слайд № 12 – 22  примерное электронное портфолио

Слайд № 23

Что даёт портфолио интересов?

В процессе создания портфолио интересов постепенно формируется субъективная позиция ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, развиваются способности:

— самостоятельно ставить цель и осознавать мотивы своей деятельности;

— оперировать известными способами деятельности;

— прогнозировать результаты деятельности.

Таким образом, технология создания портфолио интересов ребёнка создаёт условия для достижения им дальнейших успехов в области познавательного развития.