Загружается

«Хлебные крошки» Музыкально – литературный час для детей подготовительной группы

«Хлебные крошки»

Музыкально – литературный час

для детей подготовительной группы

 Задачи:

  • расширить знания о событиях ВОВ, значении хлеба во время войны, узнать рецепты хлеба военного времени.
  • способствовать формированию представления о трудностях, которые испытывали советские люди во время войны воспитание бережного отношения к хлебу.
  • вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию сопереживание людям пережившим трагедию ВОВ развитие навыка выразительного чтения стихотворений.

 Зал оформлен в виде фронтовой комнаты. В зале сидят гости: ветераны ВОВ, участники тыла, дети войны. Во время мероприятия рекомендуется иллюстрировать материал в виде презентации «Хлеб военного времени».

На столе лежит хлебная карточка. Кусочек хлеба на салфетке. Солдатские письма и книга рецептов. Листовки.

Под музыку П. Чайковского «1й концерт для ф-но с оркестром» дети входят в зал. Садятся.

Ведущий:

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем — спросил он, голосом усталым –

Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Звучит музыкальное поппури « Начало войны».

Ведущий:

Мяли танки тёплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и шли, и шли,

Шла с Урала тёмная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шёл Смоленщины тревожный бор,

Шёл худой зазубренный топор,

Шли пустые  тусклые поля,

Шла большая русская земля.

Ведущий:

В сентябре 1941 года враг стоял у окраин Ленинграда и Ладожского озера. 900 дней город – герой Ленинград находился во вражеском кольце. Сегодня мы познакомимся  с хлебными страничками военного времени.

Под музыку…. Три  ребёнка подходят к столику и берут листовки. Читают.

Ребёнок:

…И летели листовки с неба

На пороги замёрзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на чёрную  ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы всё это превозмочь?

Ребёнок:

Умирали и говорили:

Наши дети  увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Пётр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдёшь.

Ребёнок:

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город Земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

Звучит «Реквием» В. Моцарта.

Ведущий:

В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Хлебный паёк:  рабочие стали получать в сутки 250 г. хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) — по 125 г. хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам…

Исполняется песня « Корочка хлеба» Ю. Чичкова

Ведущий подходит к столику и берёт маленькую книжку. Читает:

Ведущий:

«Блокадный хлеб:

Мука ржаная обойная — 3г.; пищевая целлюлоза; жмых; смётки с оборудования и пола; выбойка из мешков; Хвоя»

Рецепт хлеба из книги «Использование пищи из природного материала». Издана была в 1942 г. в Ленинграде. Цена 1 рубль. Когда книга была подписана в печать, блокадный Ленинград доедал хлеб (мука -3 г), посеянный ещё до войны. Но в эту весну 1942 г. пахари, которые сеяли послевоенный хлеб, уже ничего не сеяли, они ушли на фронт, бились за землю, на которой они раньше жили и растили зерно.

Ведущий:

Нам незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры деревьев, желудей, семян лебеды, полевой гречихи и других суррогатов. И когда читаешь воспоминания или говоришь с пережившими войну людьми, в их воспоминаниях главное место занимает слово хлеб.

Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые  и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели  руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал  конец. Смерть  настигала людей везде: на улице человек падал и не поднимался, в квартире ложился спать и засыпал навеки.

Ребёнок:

Иду в темноте вдоль воронок.

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

Не плачь, потерпи, мой хороший,

И что-то бормочет о граммах.

Их лиц я во мраке не вижу,

Подслушано горе вслепую,

Но к сердцу придвинулась ближе

Осада, в которой живу я.

Ведущий:

Блокада не могла остановить творческую жизнь города. В трудных условиях проходили концерты, актёры, играли спектакли, художники выпускали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Ребенок:

Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович

Симфония в зале звучит.

Ребёнок:

Её прерывают бомбёжки,

Но музыку не удержать.

И в темноте музыканты

Смогли до конца доиграть.

Ребёнок:

Эта музыка будет вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской»,

По праву мы гордимся ей.

Звучит фрагмент 7й Симфонии Д.Д.Шостаковича.

Ведущий:

Сыновья и дочери Ленинграда сражались за право города на жизнь. Героические поступки на берегах Ладоги стали повседневными. Если когда-нибудь будет сложен эпос о ратных делах тех легендарных дней, то в нем непременно прозвучит рассказ о водолазах, поднявших хлеб с затонувшей баржи в сорокаградусный мороз.

О, да – иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

И воет, воет небосвод,

И свищет воздух, и скрежещет,

под  бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

И было так: на всем ходу

машина задняя осела,

Шофер вскочил, шофер на льду

Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев. —

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Ребёнок:

Нет смелее, нет храбрей,

Шофёра фронтового.

Любит он свою машину –

Друга боевого.

Ребёнок:

И по снегу, и по льду

Он ведёт машину.

Как объехать полынью,

Не попасть на мину?

Ребёнок:

Фронтовой шофёр – герой,

Много в жизни повидал.

Но за руль держался крепко,

Свою песню напевал.

Исполняется «Песня фронтового шофёра» Б. Мокроусова исполняют взрослые.

Ребёнок:

А хлеб войны,
И сладок был, и горек.
Четыре года русская земля,
Не плуг с сохою ведала,
А порох, кому-то боль,
Кому-то смерть суля.
Ребёнок:

Не колосилась рожь,
На минном поле.
Горбушку часто,
Грызли вчетвером.
Но хлеб всегда был,
В самой главной роли,
За фронтовым непраздничным столом.

Ведущий:

900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев. 27 января 1944 года наши войска перешли в наступление и полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.

На Пулковских высотах,

В Синявинских болотах

Бойцы сложили головы свои.

За Ленинград они отважно воевали,

Приближая победные дни.

Ребёнок:

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду.

Кто восстанавливал, из пепла возрождал,

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Ребёнок:

Клин белых журавлей

По небу проплывает.

В печальном сумраке

Их голоса слышны.

Глядим им в след

И молча, вспоминаем

Всех тех, кто не пришёл с войны.

Исполняется танцевальная композиция «Журавли»

Ведущий:

И восхитился мир защитой Ленинграда,
И покорённая Европа за окном,
Не зная мер таких спасения от ада,
Умолкла, и звучал блокадный метроном.

Звучит стук метронома. Минута молчания.

Ведущий:

Мы живём с вами на такой маленькой планете под именем Земля, а чтобы на ней мог расти хлеб, нужен мир. Не должно быть войн, ни в какой точке земли. Именно вам предстоит, и хлеба растить  и землю защищать от войн.

Ребёнок:

Богата нивами Россия

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он слава Родины и сила,

Всему он в жизни голова.

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он пахнет солнцем и цветами.

Он пахнет утренней росой.

Какими добрыми руками

Добыт он, друг, для нас с тобой.

Ребёнок:

Нам нужен мир на голубой планете.

Его хотят и взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне!

Ребёнок:

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Исполняется танцевальная композиция «Русское поле»

По окончанию танца дети взрослые выносят гостям хлебные изделия с рисунками детей. Цветы. Поздравляют гостей.

Ведущий:

И вот пришла к нам в праздник 9 Мая
Любимая песня страны фронтовая.
Звучит песня « День Победы». Ведущие праздника приглашают всех гостей и участников сфотографироваться. Можно пригласить ветеранов, участников тыла и детей войны для встречи с детьми в групповые комнаты.