Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта,
а, прежде всего, воспитание человека.
В. Сухомлинский
Конкурсное задание «Эссе».
Я – музыкальный руководитель.
Зеркало времени.
Я – музыкальный руководитель, мастером краткой словесности себя не считаю, хотя эссе в своей педагогической работе довелось писать трижды. Вот они лежат передо мною, написанные в разные периоды моей педагогической деятельности, что – то в них есть общее, но есть и разное. И всё- таки, прежде чем написать это эссе, я прочитала эссе других педагогов. Многие авторы мечтали о профессии с детства, мой же путь в профессию – это целая цепочка случайностей, т. е. проявление результата независимых событий. Вот позади четыре курса музыкального училища, распределение в ДК «Геолог». Такое поощрение было не для всех, так как, после окончания училища молодых специалистов распределяли в районные музыкальные школы Тюменской области. Я это понимала и ценила! Вскоре появилась семья и временная работа в детском саду. Так я думала сначала, не подозревая, что эта работа станет длиною в жизнь.
Костюмы, бумага, атрибуты, тесьма, ленты и ещё многое другое — всё это можно увидеть сегодня на моем рабочем столе. Потому что каждый день рождается что- то новое: будь то костюм или сценарий, волшебная коробочка или артобъект. Всё это предназначается для будущих Чайковских, Пахмутовых, Бетховеных. Как же зажечь искру в глазах этих детей? Выход есть! Нужно зайти в их зону комфортности. Эта зона найдена – это детский сад!
Вот шум детворы, бегающей по детским площадкам, та беззаботность, которая так не хватает нам, взрослым… Работа, которая помогает мне осознанно выстраивать отношения с дошколятами, так как детство имеет свою неписаную историю, со своими законами и обычаями, мыслями, культурой. Детский сад стал для меня не только зоной комфортности, но и жизненным испытанием в общении с детьми, педагогами, родителями, которые считали, что музыка – это лишь обычное занятие. Но я согласна с ирландским музыкантом Полом Боно, который писал: «Музыка может изменить мир, поскольку она способна изменить людей».
До сих пор в памяти первый праздник, окончившийся полной капитуляцией перед детьми, которые казались группой маленьких непосед.
Это был мой первый урок, который перевернул во мне многое. Оказалось, нужно было многое искать: музыкальную литературу (из-за нехватки материала стала сочинять свои песни, танцевальные композиции, разрабатывать сценарии), путь к детям, к изменению своего сознания, чтобы музыка проникла в детские сердца. Так детский сад стал необходимым мне самой!
Ответы на вопросы: «С чего начать? Что изменить? – мне подсказала моя старшая коллега – наставник Клаузнер Ирина Степановна, она сказала: «Я бы начала с того, что лучше всего умеешь делать сама, что тебе ближе. Определи, чему ты хочешь научить детей, и дальше станет всё понятным». И вовремя вспомнились слова замечательного музыканта Николо Паганини: «Чтобы заставить чувствовать других, надо сильно чувствовать самому». Да! Именно это мне и нужно! Стремление с детства быть лидером и чувство оптимизма вторили: «Не стоит отказываться от багажа музыкальных знаний, чувств, эмоций. Нужно щедро отдавать его, «гореть» самой, и своим теплом согревать детские сердца. А музыка будет в помощь».
Понимание своей роли в детском саду пришло спустя годы. Каждый новый поток воспитанников, как новый инструмент, который ждёт своего часа. Они все разные: тонкие, проникновенные, эмоциональные, есть те, которые просто получают удовольствие от ритма и акцентов музыкальных фраз…
Много требуется сил и времени, чтобы каждый ребёнок начал красиво петь, говорить на языке музыки, а может быть, в будущем исполнить свою музыкальную партию. Главное, чтобы не было равнодушных, дать им возможность попробовать себя. А вдруг это будет нечто неповторимое, как например, звучание арфы и скрипки в «Адажио» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского или особенная партитура…
На сегодняшний день музыкальный зал стал для нас общим музыкальным пространством. В него может войти любой желающий: ребёнок, педагог, родитель. Здесь можно стать слушателем, исполнителем или поделиться опытом. В нём родился образцовый детский хореографический коллектив «Русские узоры», которому уже более 15 лет, восьмилетний виртуозный вокальный коллектив «Лад», пятилетняя талантливая театральная труппа «Сказка».
Гармонию музыки и жизни невозможно ощутить в одиночку, поэтому каждая возрастная группа – это своеобразный оркестр, с музыкантами, их ролями и партиями. Младшие устанавливают свои правила игры, закладывая нужный фундамент. Средние и старшие распределяют роли, образы, примеряя их на себя. А «подготовишек» уже совсем не узнать! Это маленькие артисты, которые добиваются долгожданных результатов, ищут креативные решения. Каждый из них индивидуален и в то же время — часть целого коллектива.
Приходит май, а с ним и выпускные вечера! Каждый год детский сад выпускает сотню ребятишек – это новое звучание праздника, новые таланты. «Ах, как не хочется их отпускать, таких близких, родных, потому что именно сейчас можно с ними творить, — думаю я каждый раз со слезами на глазах. Все они открывали мир музыки по-своему. Один — как джазовый оркестр, другой – как авторскую песню, которая отозвалась в моей душе и переживаниях. А как приятно сегодня видеть своих талантливых — уже взрослых — учеников, которые продолжают твоё дело! Почитать на страничках соцсетей слова сообщений:
« Наталья Борисовна, сегодня пересматривали все наши видео праздников, где вы учили нас музыке. Только сейчас стало понятно, что вы учили нас жизни!» или фото своего воспитанника, танцующего на корпортиве в костюме мультяшного героя!..
В такие моменты понимаешь, что в свою жизнь дошколята забрали часть твоего труда, твоей души.
Время перед педагогом каждый раз ставит новые задачи, и каждое новое поколение не похоже на предыдущее. Неизбежно меняется общество, трансформируется и моя работа в детском саду. Каждое занятие, праздник заставляют снова искать новое содержание, методики, пути решения воспитательных задач. Как в многочисленных музыкальных вариациях Моцарта звучат простые гениальные темы, так для меня все эти годы работы – вечная импровизация на тему: «Музыка и дети». И я согласна с Аристотелем: «Движение – это жизнь!», а «дорогу осилит ведущий!», — услышав однажды такие слова.
Оркестр сменяется год за годом, но дирижёр остаётся. И от него зависит, как зазвучит следующая мелодия: просто, обыденно или ярко, празднично.
А для этого не должно быть фальшивых нот и какофонии. Нужно всё время сливаться в одно целое с малышом, видеть его задатки, чувствовать потребности, быть его единомышленником.
Мои нынешние дошколята совсем не похожи на тех непосед 90-х. Они уже способны открыть мне другую музыку, другое видение праздника, поют, танцуют, играют так, что порой удивляются даже профессионалы. Взамен получая: одобряющую улыбку жюри, блеск радости в глазах родителей, аплодисменты зала. А что ещё нужно?.. Мои размышления пережиты и проверены собственным опытом.
Сегодня я с уверенностью вхожу в музыкальный зал, беру в руки «дирижёрскую палочку», чтобы создать вместе с моими воспитанниками что-нибудь новое. Иногда с гордостью, иногда с грустью и трепетом от сознания того, что если дирижёр – профессионал, то его музыканты талантливы!