«Начинайте с колыбели»
С самого рождения малыш попадает в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков – сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами предмет, издающий звуки, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит – гулит, бормочет, иногда даже напевает. Ребенок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.
К этому времени малыш, еще не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон – улыбается, тянется ручками. Скажите тоже самое сердито – пугается, плачет. Постарайтесь по возможности оградить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Слыша громкие, резкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что еще хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребенок становится нервным, возбудимым, плохо ест и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг ребенка звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки, в том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери.
С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин о няне, Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.
Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, всё больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу – «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей – самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное. Иногда папа или мама спрашивает: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У специалистов на этот счет нет единого мнения. В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В.М.Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Но как определить, подходит ли данная музыка вашему ребенку? Бехтерев предложил способ простой и надежный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие – радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений. Музыка, которую вы предлагаете маленьким слушателям, должна быть высокохудожественной. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена и давать слушать только простую, элементарную музыку, написанную специально для них. Но есть и некоторые ограничения – музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, четкую форму – как в литературе. Веселая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: это возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Услышав ритмичную, танцевальную музыку, кроха начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Все это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательно, но и создает важную эмоциональную связь: музыка – это радость и удовольствие.
С большим интересом ребенок до года слушает музыку, под которую ритмично двигаются взрослые с платочком и бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поет, а по окончании музыки – улетает. Для забав с ребенком можно использовать театральных кукол. Так музыка постепенно входит в жизнь ребенка: он уже затихает и выжидательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители.
Как же организовать слушание музыки? Вот несколько правил:
- Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестает восприниматься как удовольствие и радость, но перестает восприниматься вообще.
- Музыка не должна звучать слишком громко.
- Не надо давать слушать музыку ребенку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.
Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3 – 4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15 – 20 минут. К году, а иногда и раньше, ребенок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту и его реакция на музыку (нравится музыка или не нравится) станет более определенной.